Соло для президента
В Москве состоялась презентация новой программы Зальцбургского фестиваля, который в этом году проводится девяносто девятый раз. Об одном из главных событий в музыкальной и художественной жизни мира рассказала «Снобу» президент фестиваля г-жа Хельга Рабль-Штадлер.
Ей нравится, когда ее называют «министром иностранных дел» Зальцбургского фестиваля. Она действительно отменный дипломат. Хотя на самом деле ее официальный статус Frau Präsiden tin, каковой она является почти двадцать пять лет. За это время сменилось пять художественных руководителей (их называют здесь интендантами), а фрау Хельга Рабль-Штадлер по-прежнему рулит в своем президентском кабинете в Festspielhaus, откуда открывается потрясающий вид на Зальцбург.
Это ее город, ее территория. Здесь она родилась, здесь прошла вся жизнь, которая могла пойти совсем другим маршрутом: семейный бизнес, журналистика, политика? В сущности, любой вариант развития сюжета был возможен. Как прирожденная отличница, фрау Хельга легко схватывает самую суть вопроса, в одну секунду сканирует собеседника, мыслит масштабно, с государственным размахом. Неслучайно она стала первой журналисткой в Австрии, имевшей собственную колонку в уважаемой газете Kurier. Говорят, что ей прочили министерский портфель в правительстве. Отказалась. И кажется, я знаю почему. Дело не в сентиментальных привязанностях к древним камням и красивым видам. Просто Зальцбург – это место, где особенно остро ощущаешь собственную принадлежность к европейской культуре. Эпицентр того, чего за последнее тысячелетие сумела достичь и каким-то чудом сохранить наша цивилизация. Музыка как главный аргумент в пользу мира. Музыка как самый верный способ договориться о мире. Музыка как награда за все страдания, выпадающие человеку на его веку, но которые можно преодолеть, если знаешь, что завтра услышишь Моцарта.
Cимволично, что одним из ключевых произведений в истории фестиваля стала пацифистская мистерия «Имярек» Гуго фон Гофмансталя. Именно с этого спектакля и начинается официальная хронология фестиваля. С тех пор прошло почти сто лет. Но многие из тем, волновавших авторов оперы, остаются поразительно актуальными и сегодня. Неслучайно это культовое для Зальцбурга произведение снова включено в фестивальную программу 2019 года.
По сложившейся традиции фрау президент и художественный руководитель Маркус Хинтерхойзер прилетели в Москву, чтобы представить фестивальную программу нашим меломанам, СМИ и Обществу российских друзей Зальцбургского фестиваля. Глаза разбегаются, глядя на афишу: тут и премьера моцартовского «Идоменея, царя критского» в постановке Питера Селларса с Теодором Курентзисом у дирижерского пульта и хором musicAeterna на сцене. И «Альцина» с неутомимой искусницей Чечилией Бартоли, и «Медея» Керубини с трагической Соней Йончевой, и концертное исполнение «Адрианы Лекуврёр» с нашей diva assoluta Анной Нетребко.
Это не говоря о выступлениях таких выдающихся музыкантов, как пианист Евгений Кисин, дирижер Марис Янсонс, баритон Маттиас Гёрне и другие. Посетить все, наверное, невозможно. Для этого пришлось бы почти на полтора месяца переселиться в Зальцбург. Но то, что обычная программа пребывания меломана в городе увеличилась в среднем с трех фестивальных дней до семи, фрау президент считает серьезным достижением своей команды.
Она привыкла мыслить цифрами. Каждый проданный билет идет в бюджет фестиваля. Тут не может быть импровизаций, хотя ей часто приходится идти на серьезный риск. И все же мой первый вопрос был не о деньгах, а о том, каким был фестиваль во времена ее юности, когда здесь безраздельно царствовал Герберт фон Караян.
– Я думаю, есть сходство с днем нынешним. Тогда, как и сейчас, во главе фестиваля стоял серьезный музыкант: Караян был великим дирижером, Маркус Хинтерхойзер – замечательный пианист. Для фестиваля это очень важно. Конечно, Караян был невероятной личностью, обладавшей ни с чем не сравнимой магией. Его цель заключалась в том, чтобы сделать Зальцбург центром художественной и музыкальной вселенной. Это был его родной город, он здесь родился и всегда воспринимал фестиваль как свою вотчину. У него была несгибаемая воля, и он всегда знал, чего хочет. Например, это было его ультимативное требование – построить огромный фестивальный зал. Я тогда была школьницей и хорошо помню жаркие дискуссии, развернувшиеся в прессе: зачем Зальцбургу еще один фестивальный зал. Достаточно тех, что есть. Но Караян был непреклонен: если надо поставить Вагнера или Верди, необходима большая сцена. К сожалению, у него была одна слабость: он абсолютно уверовал в свой талант оперного режиссера. А это совсем разные профессии! Под конец его правления желание все ставить самому стало серьезной проблемой. Но его стремление к совершенству, величайшая культура звучания оркестра, невероятная требовательность определили высочайший уровень исполнения музыки и создали нашему городу репутацию летней мировой культурной столицы. Ради него даже выдающиеся