В Москве состоялась презентация новой программы Зальцбургского фестиваля

СНОБКультура

Соло для президента

В Москве состоялась презентация новой программы Зальцбургского фестиваля, который в этом году проводится девяносто девятый раз. Об одном из главных событий в музыкальной и художественной жизни мира рассказала «Снобу» президент фестиваля г-жа Хельга Рабль-Штадлер.

Сергей Николаевич

Ей нравится, когда ее называют «министром иностранных дел» Зальцбургского фестиваля. Она действительно отменный дипломат. Хотя на самом деле ее официальный статус Frau Präsiden tin, каковой она является почти двадцать пять лет. За это время сменилось пять художественных руководителей (их называют здесь интендантами), а фрау Хельга Рабль-Штадлер по-прежнему рулит в своем президентском кабинете в Festspielhaus, откуда открывается потрясающий вид на Зальцбург.

Это ее город, ее территория. Здесь она родилась, здесь прошла вся жизнь, которая могла пойти совсем другим маршрутом: семейный бизнес, журналистика, политика? В сущности, любой вариант развития сюжета был возможен. Как прирожденная отличница, фрау Хельга легко схватывает самую суть вопроса, в одну секунду сканирует собеседника, мыслит масштабно, с государственным размахом. Неслучайно она стала первой журналисткой в Австрии, имевшей собственную колонку в уважаемой газете Kurier. Говорят, что ей прочили министерский портфель в правительстве. Отказалась. И кажется, я знаю почему. Дело не в сентиментальных привязанностях к древним камням и красивым видам. Просто Зальцбург – это место, где особенно остро ощущаешь собственную принадлежность к европейской культуре. Эпицентр того, чего за последнее тысячелетие сумела достичь и каким-то чудом сохранить наша цивилизация. Музыка как главный аргумент в пользу мира. Музыка как самый верный способ договориться о мире. Музыка как награда за все страдания, выпадающие человеку на его веку, но которые можно преодолеть, если знаешь, что завтра услышишь Моцарта.

Cимволично, что одним из ключевых произведений в истории фестиваля стала пацифистская мистерия «Имярек» Гуго фон Гофмансталя. Именно с этого спектакля и начинается официальная хронология фестиваля. С тех пор прошло почти сто лет. Но многие из тем, волновавших авторов оперы, остаются поразительно актуальными и сегодня. Неслучайно это культовое для Зальцбурга произведение снова включено в фестивальную программу 2019 года.

Хельга Рабль-Штадлер, президент Зальцбургского фестиваля.

По сложившейся традиции фрау президент и художественный руководитель Маркус Хинтерхойзер прилетели в Москву, чтобы представить фестивальную программу нашим меломанам, СМИ и Обществу российских друзей Зальцбургского фестиваля. Глаза разбегаются, глядя на афишу: тут и премьера моцартовского «Идоменея, царя критского» в постановке Питера Селларса с Теодором Курентзисом у дирижерского пульта и хором musicAeterna на сцене. И «Альцина» с неутомимой искусницей Чечилией Бартоли, и «Медея» Керубини с трагической Соней Йончевой, и концертное исполнение «Адрианы Лекуврёр» с нашей diva assoluta Анной Нетребко.

Это не говоря о выступлениях таких выдающихся музыкантов, как пианист Евгений Кисин, дирижер Марис Янсонс, баритон Маттиас Гёрне и другие. Посетить все, наверное, невозможно. Для этого пришлось бы почти на полтора месяца переселиться в Зальцбург. Но то, что обычная программа пребывания меломана в городе увеличилась в среднем с трех фестивальных дней до семи, фрау президент считает серьезным достижением своей команды.

Она привыкла мыслить цифрами. Каждый проданный билет идет в бюджет фестиваля. Тут не может быть импровизаций, хотя ей часто приходится идти на серьезный риск. И все же мой первый вопрос был не о деньгах, а о том, каким был фестиваль во времена ее юности, когда здесь безраздельно царствовал Герберт фон Караян.

– Я думаю, есть сходство с днем нынешним. Тогда, как и сейчас, во главе фестиваля стоял серьезный музыкант: Караян был великим дирижером, Маркус Хинтерхойзер – замечательный пианист. Для фестиваля это очень важно. Конечно, Караян был невероятной личностью, обладавшей ни с чем не сравнимой магией. Его цель заключалась в том, чтобы сделать Зальцбург центром художественной и музыкальной вселенной. Это был его родной город, он здесь родился и всегда воспринимал фестиваль как свою вотчину. У него была несгибаемая воля, и он всегда знал, чего хочет. Например, это было его ультимативное требование – построить огромный фестивальный зал. Я тогда была школьницей и хорошо помню жаркие дискуссии, развернувшиеся в прессе: зачем Зальцбургу еще один фестивальный зал. Достаточно тех, что есть. Но Караян был непреклонен: если надо поставить Вагнера или Верди, необходима большая сцена. К сожалению, у него была одна слабость: он абсолютно уверовал в свой талант оперного режиссера. А это совсем разные профессии! Под конец его правления желание все ставить самому стало серьезной проблемой. Но его стремление к совершенству, величайшая культура звучания оркестра, невероятная требовательность определили высочайший уровень исполнения музыки и создали нашему городу репутацию летней мировой культурной столицы. Ради него даже выдающиеся

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
В понедельники больше никогда В понедельники больше никогда

Музею изобразительных искусств им. Пушкина становится тесно в столице

СНОБ
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Освободившиеся просторы ЦДХ станут обитаемой вселенной нового «Соляриса»

СНОБ
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки

Интервью с руководителем Театра на Таганке Ириной Апексимовой

СНОБ
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Правила жизни Владимира Ленина Правила жизни Владимира Ленина

Владимир Ленин: политика есть концентрированное выражение экономики

Esquire
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Я, снова я и Петров Я, снова я и Петров

Раздвоение Александра Петрова: каким был самый популярный актер до своей славы

Esquire
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
«7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно «7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно

Какие бытовые отходы считаются опасными и приносят наибольший вред природе

ТехИнсайдер
На маркетплейс за деньгами На маркетплейс за деньгами

Как кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка

Деньги
На пробу На пробу

Как диагностировать туберкулез?

Лиза
Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке

Как король бельгийцев завоёвывал Африку

Forbes
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Иммунитет и вакцинация: роль вакцин в профилактике инфекционных заболеваний Иммунитет и вакцинация: роль вакцин в профилактике инфекционных заболеваний

Как работают вакцины?

ТехИнсайдер
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Открыть в приложении