Академия
Исторические корпуса Академии Штиглица в Петербурге представляются неприступным замком, эдаким “русским Хогвартсом”. У тех, кто здесь учился, для фотографий из зданий в Соляном переулке даже есть хештег #учусьводворце. И традиции передачи мастерства — ренессансные. Главные вопросы в Академии «Кто твой мастер? А кто был его мастером?» — и так эхом на полтора века русской художественной традиции назад.
Академия подобна лабиринту, сплетенному из лестниц, пролетов и переходов, бесчисленных мастерских, больших светлых аудиторий, потайных дверей. На этаже скульпторов кто-то корпит над глиной, в дизайнерском корпусе чертят автомобиль, где-то ткут гобелен. В залах с лепными потолками и росписями обитает искусство, не музейное, а живое, растущее. В каждой колонне, в каждой стене, в цветных тенях собранных учениками витражей — память поколений, истоптавших до волнообразной выемки каменную лестницу, по которой теперь ты поднимаешься в аудиторию. А Невозможно по книгам научиться выдувать стекло, лепить скульптуру, собирать мозаику. Умение пере дается из рук в руки в кузницах, стекольных мастерских, за печатным станком, на верхних этажах кафедры монументальной живописи и в подвалах ювелиров. Так вьется от человека к человеку ниточка накопившегося в поколениях и эпохах мастерства и преданности своему делу. Расставаясь с выпускниками, профессора тихо читают им в напутствие строки пушкинского «Поэту». По тому многие не хотят уходить — и поступают на следующие «ступени».
Сергей Петрович Хельмянов, доцент кафедры промышленного дизайна
Иосиф Александрович Вакс, первый директор восстановленного после войны Мухинского училища и основатель кафедры промышленного дизайна, где я и учился, говорил: «Cтены эти — ваши коллеги и учителя». Это здание полтора века назад было специально построено для творчества и ремесла. То, что здесь происходит само собой, в других местах не случится, каких бы гениальных учителей туда ни привезли. Каждый из