7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации

Русский репортерОбщество

7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации.

Об опасных сближениях

20 января над Подмосковьем слишком близко оказались друг к другу Боинг-737 авиакомпании «ЮТэйр» и аэрофлотовский Суперджет-100. Во многих СМИ говорят о профессионализме диспетчеров и пилотов, сумевших «развести» воздушные судна на безопасное расстояние. О том, что происходит сегодня в воздушном пространстве, «РР» рассказал директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко

1. От чего зависит безопасность рейса?

Риски могут возникать из-за недостаточно профессионально прописанных авиационных правил, из-за природных катаклизмов и метеоусловий. Факторов, способных повлиять на безопасное выполнение полета, много, например, некачественный профессиональный отбор перед начальным обучением, пробелы в теоретической и практической подготовке, нарушения технологии работы со стороны диспетчеров и правил полетов со стороны пилотов. Ну и, конечно, отказы оборудования и систем как в воздухе, так и на земле.

2. Почему происходят опасные сближения самолетов?

Часть таких событий вызвана ошибочными действиями или бездействием человека, другая часть – некорректной работой технических систем или особенностями ее эксплуатации. Вот пример: диспетчер разрешил экипажу набирать определенную высоту, но пилоты отвлеклись на решение неожиданно возникшей другой задачи и «проскочили» назначенную высоту. Если выше следует другой самолет, особенно во встречном направлении, то такая ситуация чревата возникновением опасного сближения или даже катастрофическими последствиями. Другая часть событий вызвана ложными срабатываниями оборудования, когда на самом деле сближения нет, но специальная система сигнализирует об обратном. Такие технические сбои, к счастью, бывают довольно редко.

3. Может ли быть причиной опасных сближений недостаточный уровень образования диспетчеров?

Несколько десятков лет назад за диспетчерским пультом можно было встретить и обучавшихся профессии по ускоренным программам подготовки в течение нескольких месяцев, и кандидатов наук. Сегодня ситуация другая. Современный диспетчер – это здоровый человек с высшим образованием, с хорошим владением английским языком, с отлично развитым пространственным воображением, с великолепной реакцией, с цепкой памятью и способностью удерживать в уме довольно большое количество информации, умеющий прогнозировать воздушную обстановку на ближайшее будущее и заранее решать возможные конфликты.

4. Почему же тогда участились случаи опасных сближений?

Это не совсем так. Просто сегодня такие случаи становятся известны не только непосредственным участникам события, но и другим специалистам. По количеству авиационных происшествий (в сравнении с числом выполненных рейсов, перевезенных пассажиров и покрытых расстояний) США уверенно держат первое место. Но в последний раз в авиапроисшествии в США люди гибли в 2003 году. В России – незадолго до этого нового года.

5. Существуют ли какие-то санкции для диспетчеров за ошибки в работе?

Конечно, от самой безобидной – выговора – до лишения свободы. Назову два примера из советской истории. Это посадка Ту-154 на занятую специализированными машинами полосу в Омске в 1984 году, когда из 179 человек на борту в живых остались только пятеро, и еще четыре человека погибли в снегоуборщиках. Вторая катастрофа – столкновение в воздухе из-за ошибки диспетчера двух самолетов Ту-134 под Днепродзержинском, когда также погибли 178 человек, включая футбольную команду «Пахтакор» (Ташкент). И в одном, и в другом случае диспетчеры были осуждены.

6. Как часто происходят сближения и насколько опасным был инцидент над Шереметьево?

К счастью, довольно редко. Но в январе уже зарегистрировано два таких события. Сначала 20 числа, как сообщила Росавиация, произошло срабатывание диспетчерской системы безопасности в режиме «конфликтная ситуация» между самолетами «Аэрофлота» и «ЮТэйр». Причем, уточняется, что расстояние между ними было 600 метров. Если представить, что самолеты следуют на одинаковой высоте и на встречных курсах, то 600 метров с учетом их суммарной скорости – это три секунды. За это время не то, что уклониться от столкновения – с мамой попрощаться не успеешь. А через два дня опять же в Подмосковье экипажи рейсов тех же авиакомпаний доложили диспетчеру о срабатывании бортовых систем предупреждения столкновений. Этот инцидент также расследуется.

7. Из-за чего чаще происходят авиапроисшествия – из-за техники или человеческого фактора?

Базы данных по безопасности полетов говорят о том, что с середины 1950-х до середины 1970-х количество авиапроисшествий и погибших в них людей постоянно росло. В 1972 году зафиксирован печальный рекорд: в катастрофах погибло 2373 человека. После этого международным авиационным сообществом и национальными органами гражданской авиации были предприняты серьезные меры. Кривая количества происшествий пошла вниз, а прошедший год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации. Но с уменьшением количества происшествий, в которых главной причиной становились отказы техники и террористические угрозы, начало расти число событий, в которых основную роль стал играть человеческий фактор. По разным оценкам, на сегодняшний день из-за неправильных действий или бездействия человека происходит около 80-85% событий, которых можно было избежать.

Вера Петухова, Татьяна Струкова
Фотография: из личного архива Сергея Мельниченко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности

Как помочь организму благополучно справиться с возросшей нагрузкой

9 месяцев
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Аксенова Любовь Аксенова Любовь

Люба Аксенова — о том, почему она не «девушка Бонда»

Собака.ru
Защити свою энергию Защити свою энергию

Как распознать энергетических вампиров среди своего окружения

Лиза
Арифметика везения Арифметика везения

3 удачных и 3 опасных цифры для привлечения денег

Лиза
ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог

О несостоявшейся рабочей лошадке малой авиации в России – ТВС-2ДТС

Наука и Техника
Себе — все, другим — ничего: почему эгоизм на самом деле полезен Себе — все, другим — ничего: почему эгоизм на самом деле полезен

Действительно ли эгоизм столь плохое качество, от которого стоит избавиться?

Psychologies
10 крупных народов, у которых нет своего государства 10 крупных народов, у которых нет своего государства

В мире существует большое число этносов, лишенных собственного государства

ТехИнсайдер
4 типа детского темперамента 4 типа детского темперамента

Четыре типа детского темперамента и четыре подхода к общению с детьми

Psychologies
Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви? Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви?

Анна Малай о том, каково совмещать роли художника и куратора

СНОБ
Можно ли съесть слишком «много» белка Можно ли съесть слишком «много» белка

Задумывались ли вы когда-нибудь, не может ли избыток белка стать проблемой?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении