«У нас сохранилась практика раскрытия информации»
Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России
Разбираемся, зачем отечественные компании раскрывают информацию об устойчивом развитии, актуальна ли такая практика и какие наметились тенденции в ESG-отчетах.
От единичной инициативы к «хорошему тону»
Практика нефинансовой отчетности (НФО) пришла в нашу страну в начале 2000-х. Глобальную инициативу в сфере устойчивого развития и публичного раскрытия информации в то время активно поддержали дочерние компании мировых гигантов — Nestle, Coca-Cola, British American Tobacco и другие. Вслед за ними внимание к целям устойчивого развития проявили крупнейшие российские экспортеры, которые проводили IPO на зарубежных фондовых рынках и использовали отчетность в качестве инструмента коммуникации с заинтересованными сторонами. Среди пионеров практики составления нефинансового отчета — «Сибнефть», «Норильский никель», «Русал», «Газпром».
Количество крупных и средних предприятий из разных отраслей экономики, которые поддерживали ведение устойчивого бизнеса и публиковали данные, со временем увеличивалось. Согласно Национальному регистру нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в период с 2001 по 2023 год выпущено 1510 отчетов 270 компаний — как тех, которые работают в России, так и транснациональных. Однако эта цифра не может считаться точной в полной мере — направление отчетов в базу данных регистра носит добровольный характер.
Отечественные компании стали показывать высокий уровень прозрачности и оформления отчетности, применяя при составлении документа следующие международные стандарты:
- Стандарты GRI;
- Стандарт интегрированной отчетности IR;
- Стандарты МСФО (ISSB);
- Отраслевые стандарты SASB;
- Рекомендации TCFD;
- SDG Compass: руководство для бизнеса;
- Руководство по социальной ответственности ISO 26000;
- Стандарт IPIECA;
- Принципы и программные заявления ICMM;
- Руководства бирж по раскрытию информации.
Крупнейшие российские предприятия, например НЛМК, «Полиметалл», «Северсталь», ММК, «Норникель» и «Энел Россия», успешно взаимодействовали с международными провайдерами ESG-рейтингов. В 2019 году «Полиметалл» стал первой российской компанией, вошедшей в ежегодник Sustainability Yearbook — наиболее полное издание о корпоративной социальной и экологической ответственности в мире, которое составляет международное агентство RobecoSAM. А в 2021 году авторитетный международный рейтинг MSCI присвоил «Полиметаллу» наивысший балл среди компаний, добывающих драгоценные металлы. В этом же году агентство Sustainalytics признало российскую компанию «ФосАгро» лучшей в области ESG в мировом агрохимическом секторе.
Зачем компании следуют тренду на раскрытие данных
С уходом в 2022 году западных инвесторов — главного драйвера устойчивой повестки в РФ — число компаний, публикующих нефинансовую отчетность, сократилось незначительно. По статистике РСПП, в общей сложности опубликовано 100 таких отчетов за 2021 год и 111 — годом ранее. И то, что стимул к развитию этого направления у большинства ведущих организаций не исчез, подтверждает опрос российских эмитентов.
По мнению старшего менеджера ООО «Пачоли Консалтинг» Игоря Сидельникова, «практика раскрытия информации об устойчивом развитии даже на фоне высоких санкционных рисков и делистинга с западных бирж сохранилась у крупных российских компаний в связи с тем, что повестка актуальна на ключевых новых внешних рынках — в первую очередь, стран БРИКС».
Многочисленные исследования показывают широкое распространение ESG-явления в восточных регионах. Например, Китай — главный торговый партнер РФ (в 2023 году товарооборот между странами превысил $200 млрд), намеревается достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Российские поставщики на китайский рынок отмечают заинтересованность местных партнеров в наличии у них сертификации, подтверждающей соответствие продукции нормам экологичности, а также в следовании ESG-принципам.