«Строительство ведётся беспроектно»
Споры ОГПУ и Госплана о канале Москва — Волга.
В марте 1933 года фактический глава ОГПУ СССР Генрих Ягода пишет председателю Совета народных комиссаров СССР завуалированную жалобу на поведение Госплана. Если говорить коротко, Ягода жаловался на то, что ведомству не выделяют денег для развёртывания строительства канала Москва — Волга (тогда ещё обозначавшегося в документации как Волга — Москва).
Ситуация, описанная в письме Ягоды, по-видимому, может быть понятна тем, кто сталкивался с работой больших корпораций и их борьбой за выделение финансирования на различные проекты. И именно с этой точки зрения ситуация представляется управленческим кошмаром. Проще говоря, Ягода хотел получить крупные бюджеты, фактически не имея на руках никакого проекта той стройки, которой собирался заниматься ГУЛАГ ОГПУ.
Сама идея крупного инфраструктурного строительства силами находящихся в распоряжении ОГПУ заключённых появилась на рубеже 1930-х годов на фоне интенсивной индустриализации. «Сравнительные преимущества», которые предлагал ГУЛАГ, — возможность выполнить проекты с максимальной экономией на содержании рабочей силы в сжатые сроки и без привлечения закупаемой на дефицитную валюту техники. Издержки в виде заметного процента гибели принудительных рабочих в целом считались приемлемыми.
Успешная прокладка ГУЛАГом Беломорско-Балтийского канала (строительство которого максимально популяризировалось Лубянкой с привлечением лучших сил писателей и журналистов) позволила ОГПУ получать новые заказы и с готовностью браться за их выполнение. Впрочем, как можно увидеть на примере канала Москва — Волга, некоторые из взятых ведомством обязательств и планируемых методов работы были, мягко говоря, рискованными.