Прогноз ключевых тенденций 2018-го

РБКHi-Tech

Мода-2018: надежды и страхи fashion-индустрии

Текст Иван Осипов

Авторитетный отраслевой журнал Business of Fashion (BoF) и консалтинговая компания McKinsey & Co. второй год подряд объединяют усилия для подготовки доклада «Состояние моды» (The State of Fashion). В нем эксперты подводят итоги развития рынка в 2017 году и делают прогноз ключевых тенденций 2018-го. В основе доклада — глубинные интервью более чем с 200 топ-менеджерами ведущих компаний отрасли со всего мира. Журнал РБК изучил исследование BoF и McKinsey и составил краткий конспект 86-страничного отчета.

Влияние геополитики

Планета сходит с ума: запущенная триумфом Дональда Трампа цепная реакция уже включила в себя «русских хакеров», Брекзит, ядерные испытания КНДР, лавину харассмент-скандалов и других «черных лебедей», которые резко меняют наше представление о мире. В таких условиях ни один бизнес не может чувствовать себя спокойно — fashion-индустрия не исключение. Неспособность спрогнозировать конъюнктуру завтрашнего дня — ключевое ощущение игроков отрасли во всех исследуемых регионах. Прогнозы приходится постоянно пересматривать: например, в США за половину 2017-го закрылось втрое больше розничных магазинов одежды, обуви и аксессуаров, чем за весь 2016-й, — такой динамики не предсказывал ни один эксперт.

Каким словом вы бы описали состояние отрасли в 2018 году? Итоги опроса BoF и McKinsey

Глобализация 2.0

Вопреки росту изоляционистских настроений в политике бизнес твердо держит курс на развитие международной торговли. Этому способствует бурный прогресс технологий: если в 2005-м пропускная мощность трансграничных каналов передачи данных составляла 1–2 Гб/с, то в 2018-м — достигнет 150–160 Гб/с, а к 2021-му — вырастет до 345–355 Гб/с. Загрузку этих каналов во многом обеспечивают покупатели онлайн-магазинов. Инновации ускоряют логистику, упрощают расчеты, повышают эффективность кооперации всех звеньев цепи сбыта и рождают новые модные «центры силы» — прежде всего в Азии.

$1 трлн достигнет оборот глобального рынка электронной коммерции в 2020 году

Доминирующая Азия

Тот факт, что Азия больше не является мировым «производственным цехом», в 2018-м уже мало кого удивляет. Однако вряд ли обыватели представляют, насколько огромное влияние накопила эта часть света: сегодня Китай, Индия, Япония и другие страны региона — это 30 из 45 мировых стартапов«единорогов» (т.е. оценивающихся более чем в $1 млрд) в сфере моды, более 50% оборота мировой электронной торговли и бесчисленные внедренные отраслевые инновации. Один только азиатский рынок онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров к 2020 году по прогнозу достигнет отметки $1,4 трлн.

Количество и общая стоимость стартапов-«единорогов» в сфере моды $ млрд

Персонализация покупателя

Сделать отношения с покупателем более доверительными — мечта большинства респондентов BoF и McKinsey. Согласно опросу Linkdex, более 70% потребителей в США ждут от электронной торговли в 2018-м более эффективной персонализации своих потребностей — корректных рекомендаций, удобного сервиса и т.п. Сюда входят и самые привередливые покупатели, поколения 20- и 30-летних, выросшие бок о бок с новыми технологическими платформами, для которых важны не только продавцы, но и маркетинговые каналы, которые те задействуют. «Горячая» тенденция — лидеры мнений из соцсетей (influencers), прежде всего из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): им доверяют больше, чем традиционной рекламе, 9 из 10 опрошенных Linkdex.

41% топ-менеджеров fashion-компаний считают персонализацию покупательского опыта главной тенденцией 2018-го

Платформы диктуют правила

Крупные интернет-ретейлеры превращаются из точек продаж в мультифункциональные платформы для разнообразного клиентского опыта. Для многих пользователей это не просто очередные сайты, а основные точки входа и времяпрепровождения в сети. Несколько фактов: Amazon в 2018 году по прогнозу обойдет Macy’s в статусе крупнейшего продавца одежды в США, Tmall и JD.com на двоих делят более 80% китайского онлайн-рынка одежды, а распродажа на Alibaba — самый «кассовый» день в году для мировой электронной коммерции. Производителям и посредникам, которые хотят расти вместе с индустрией, остается лишь подстраиваться под требования тяжеловесов онлайн-розницы.

55% американских потребителей начинают поиск товара в онлайне с посещения сайта Amazon

«Мобилизация» потребления

Миграция электронной торговли в смартфоны — неизбежная и очевидная тенденция. Но если, к примеру, в Японии и Южной Корее более 50% платежей за товары в интернете уже совершается на мобильных телефонах и планшетах, то в Европе и США этот показатель, как ни странно, не превышает 15%. Это при том, что в одних только Штатах по прогнозу в 2018-м оборот таких платежей приблизится к $1 трлн. Катализаторами мобильной «эпидемии» выступают такие сервисы, как Apple Pay. Всего, по подсчетам BoF и McKinsey, потребителям по всему миру уже доступны примерно 700 финтех-решений, адаптирующих онлайн-покупки под карманные гаджеты.

Во сколько раз (x) вырос оборот мобильных платежей в 2015–2018 годы

Искусственный интеллект больше не будущее

Аббревиатура AI порядком надоела читателям технологических СМИ в последние годы, но в индустрии моды ставка на искусственный интеллект не фигура речи — опрос топов свидетельствует о готовности компаний тратить деньги на внедрение инновации. AI будет предсказывать fashion-тренды, помогать покупателям подбирать размер и фасон вещей без «физической» примерки и даже, вероятно, самостоятельно создавать дизайн одежды. Насколько «подрывной» для отрасли станет технология, респонденты не предсказывают, но большинство однозначно уделяют ей самое серьезное внимание.

75% онлайн-продавцов одежды, обуви и аксессуаров будут инвестировать в технологии AI в 2018–2019 годы

Ответственные производители

Жизненный цикл продукции fashion-индустрии волнует все большее число потребителей. Запрос на ответственное отношение ко всей цепочке производства и логистики — без использования рабского и детского труда, невыносимых конвейерных условий, насилия над животными и т.п. — серьезный вызов для компаний, работающих в глобальном масштабе. Но риск подрыва деловой репутации важнее, и все больше корпораций раскрывают информацию о своих поставщиках и используют любые возможности сделать производство более гуманным и экологически безвредным.

42 из 100 крупнейших мировых модных брендов раскрывают полную информацию о цепочке своих поставщиков

Офпрайс наступает

Магазины формата офпрайс долгое время развивались параллельно с традиционной fashion-розницей и для модных брендов представляли идеальную платформу для распродаж остатков коллекций, пусть с минимальной рентабельностью. Однако рост и нынешние масштабы стоковых сетей начинают пугать индустрию. А запас роста при этом сохраняется: если в 2012-м убытки от нераспроданных запасов одежды, обуви и аксессуаров оценивались в $362 млрд, то к 2015-му показатель вырос до $472 млрд. Это грозит продолжением притока покупателей в офпрайс-магазины. 25% респондентов BoF и McKinsey в связи с этим планируют инвестиции в усиление бренда для более эффективной реализации товара в формате «полная цена» (full-price).

Рост оборота магазинов формата офпрайс в 2015–2018 годы

Вдохновление стартапами

Еще одна угроза для традиционных бизнес-моделей в индустрии моды — молодые амбициозные компании, мечтающие изменить мир. Стартапы в области fashion tech не исключение: это полигоны инноваций, к которым присматриваются и которых опасаются глобальные бренды. Чтобы не конкурировать с дерзкой молодежью, а включать ее в орбиту своего влияния, международные компании запускают венчурные «дочки» для инвестиций. К примеру, такие структуры работают в составе H&M и LVMH. «Коллекционируют» стартапы и специальные фонды: в частности, работающие под патронажем основательницы Net-a-Porter Натали Массене, дизайнера Ребекки Минкофф и российской издательницы Мирославы Думы. Пробы пера в fashion tech есть и у IT-гигантов: холдинг Alphabet в 2017-м разработал «умную» джинсовую куртку (журнал РБК рассказывал об ученом и дизайнере Иване Пупыреве, возглавляющем команду разработчиков куртки).

€50 млн инвестирует в «модные» стартапы венчурное подразделение концерна LVMH

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
Научить хорошему Научить хорошему

Как транслировать ребенку именно то, что для нас ценно?

Psychologies
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Это у нас общее Это у нас общее

Дамы и господа, бронируем молодость — на годы!

Собака.ru
Город исторической доказанности Город исторической доказанности

Великий Новгород: миф об альтернативной истории России

Weekend
Нечетная горбуша Нечетная горбуша

Известную рыбу горбушу следует рассматривать как два отдельных вида

Знание – сила
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
Открыть в приложении