Сегодняшний мир — с его малой предсказуемостью, взаимозависимостью экономических, социальных процессов и экосистем, ростом бедности и военных конфликтов, истощением природных ресурсов — требует качественно иного типа мышления и навыков, отвечающих принципам и целям устойчивого развития. На первый план выходит образование.

РБК

Устойчивое образование / Тенденции

Четыре тренда современного образования

Сегодняшний мир — с его малой предсказуемостью, взаимозависимостью экономических, социальных процессов и экосистем, ростом бедности и военных конфликтов, истощением природных ресурсов — требует качественно иного типа мышления и навыков, отвечающих принципам и целям устойчивого развития. На первый план выходит образование.

Текст: Ксения Татарникова

Выражение «образование в интересах устойчивого развития» (ОУР) впервые прозвучало в 1992 году на Всемирном саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Тогда более 170 стран подписали программу действий по общемировому устойчивому развитию «Повестка дня на XXI век» (Agenda 21). В главе 36 этого документа подчеркивалось, что ключевая стратегия устойчивого развития — образование.

Десять лет спустя на Всемирном саммите Земли в Йоханнесбурге по инициативе Японии период с 2005 по 2014 год был объявлен Декадой образования в интересах устойчивого развития. За эти годы в разных странах на всех континентах удалось внедрить абсолютно новые подходы в образовании и добиться того, что идея устойчивого развития начала завоевывать мир. На данный момент в образовании наметились четыре основных тренда в этом направлении.

Не только экология

Идеи устойчивого развития во многих странах, в том числе в России, впервые были представлены в рамках курсов экологии в средней и высшей школе, поэтому между ОУР и экологическим образованием часто ставят знак равенства. На самом деле образование в интересах устойчивого развития включает также экономическую и социальную составляющие и пронизывает все дисциплины, как в области естественных наук, так и в экономико-социальных и гуманитарных направлениях.

«Цель и главное отличие образования в интересах устойчивого развития от традиционного — развитие компетенций, которые позволяют личности анализировать собственные действия с точки зрения их социального, культурного, экономического и экологического влияния на настоящее и будущее, — говорит Марко Рикманн, профессор Университета Фехта (Германия) и один из ведущих мировых экспертов по образованию в интересах устойчивого развития. — ОУР берет начало в смежных образовательных концепциях, таких как экологическое образование, образование в области прав человека, разрешения конфликтов и других. Его следует понимать как неотъемлемую часть качественного образования».

ЮНЕСКО определяет ОУР как образование, которое «дает возможность принимать осознанные решения в интересах сохранения окружающей среды, экономического процветания и справедливого общества для настоящих и будущих поколений, уважая при этом культурные различия между народами».

Яркий пример образования в интересах устойчивого развития — полугодичные курсы инженеров для электростанций, работающих на солнечной энергии, организованные для женщин из сельских районов Африки, в которых жители испытывают дефицит электроэнергии и рабочих мест. Женщины проходят курсы в Индии при поддержке неправительственной организации Tostan, а затем возвращаются на родину и обучают других женщин из соседних районов. Подобные проекты обеспечивают сельские области источником возобновляемой энергии, а женщины получают возможность стабильного заработка и становятся предпринимателями в своих сообществах.

80% руководителей высшего звена в политике, бизнесе и социальной сфере, от которых зависят важнейшие решения, являются выпускниками университетов
20 тыс. — примерно столько вузов действуют в мире. Каждый год в них проходят обучение 150 млн студентов
50% — на столько за последние 10 лет выросло число студентов на планете
Фото: AP

Непрерывность, неформальность и всеохватность

Образование в интересах устойчивого развития — это не только школа, училище или вуз с программами и курсами, но в первую очередь просвещение и воспитание в духе устойчивого развития. Оно начинается в раннем возрасте в семье и продолжается на протяжении всей жизни человека — дома, во время учебы, на работе, в общении с соседями и друзьями, через средства массовой информации, курсы и семинары, музеи и выставки.

В связи с этим образовательные проекты по гражданскому просвещению, повышению финансовой грамотности, истории искусств или, скажем, интеграционные практики, укрепляющие доверие между местным населением и мигрантами, также способствуют устойчивому развитию.

Исследования показывают, что дети четырех—пяти лет уже способны понимать и осваивать принципы устойчивого развития и хотят участвовать в решении проблем сообщества, района, города, в котором живут.

Школьники и студенты в разных странах не просто изучают теорию. При поддержке преподавателей, привлекая на помощь чиновников, фермеров, районные и международные организации, они организуют проекты по экономии электроэнергии в своем учебном заведении, утилизируют мусор, экономят воду, переходят на экологичные виды транспорта, разбивают сады и огороды с редкими видами овощей, фруктов и трав, которые потом готовят в школьной столовой и забирают домой, разрабатывают инновационные способы очистки воды в реке по соседству или сохранения близлежащего лесопарка. Многие школы, вузы и даже детские сады получают престижные «зеленые» сертификации и борются за верхние строчки в мировых экорейтингах учебных заведений.

У современного образования исчезают границы. Преподаватели и учащиеся из разных стран обмениваются опытом, методами обучения, удачными проектами (в том числе через интернет), устраивают конференции, организуют партнерские программы и курсы предпринимательства в интересах устойчивого развития для молодежи и других уязвимых слоев населения — в итоге появляются новые «зеленые» рабочие места и социально ориентированные компании.

Переворот в отношениях учеников и преподавателей

Ключевые проблемы устойчивого развития — изменение климата, снижение рисков, связанных с природными катастрофами, устойчивое потребление и производство, сохранение биоразнообразия и ликвидация бедности — сложны, противоречивы и очень тесно переплетаются между собой.

В связи с этим важно не просто получить знания, но в первую очередь развить у себя новое мышление и навыки, необходимые для существования в малопредсказуемом будущем. Ученик может сделать это только самостоятельно, поэтому становится центром образовательного процесса, а учитель — его помощником и партнером, а не просто источником знаний.

На первый план выступают новые методы обучения, их цель — переход от преподавания к активному познанию. Вместо описания и объяснения проблем учащимся предлагают моделировать и прогнозировать сложные ситуации и учиться преодолевать их негативные последствия, развивать системное и перспективное мышление, всесторонне оценивать информацию, уметь находить выход в условиях противоречивости и неизвестности, анализировать и получать знания путем исследования и собственных открытий, эффективно сотрудничать, искать пути решения проблем на стыке традиций и инноваций, ориентироваться между различными научными и гуманитарными дисциплинами.

Партнерство образования и бизнеса на новых условиях

По данным ЮНЕСКО, за последние десять лет десятки тысяч компаний по всему миру приняли на себя обязательства по устойчивому развитию. Представители почти 200 мультинациональных корпораций входят во Всемирный совет по бизнесу в интересах устойчивого развития (World Business Council for Sustainable Development, WBCSD). Организация сотрудничает с 64 странами, представляющими больше 35 тыс. национальных компаний и 19 млн сотрудников.

Все компании столкнулись с нехваткой технических знаний и специалистов по разным направлениям устойчивого развития — в первую очередь таким, как снижение вредные выбросов в атмосферу на всех этапах производства, а также ведение отчетности по устойчивому развитию. Все чаще, столкнувшись с конкретной проблемой, они обращаются в вузы с предложением совместно разработать учебную программу или курс, по окончании которых студентов приглашают на работу в компании. Еще один вариант партнерства — совмещение учебы и практики, когда обучение чередуется с работой на производстве, за которую учащиеся получают зарплату.

В результате сотрудничества между частным сектором, государственными и некоммерческими организациями во многих странах рождаются учебные курсы «зеленых» специальностей и ремесел — они дают возможность людям с низкими доходами сменить профессию и получить работу, а компаниям — пригласить на производство необходимых специалистов.

Бизнес-школы, по мнению деловых экспертов, пока очень медленно реагируют на меняющуюся среду. Согласно международному опросу, проведенному под эгидой ЮНЕСКО, 76% бизнес-руководителей уверены, что решение проблем устойчивого развития — неотъемлемая часть бизнес-стратегии компании, но только 8% из них считают, что бизнес-школы дают соответствующие знания и навыки в этой области.

Традиционно бизнес и крупная промышленность выступают спонсорами «зеленых» образовательных проектов в школах и вузах, обеспечивая им финансовую и техническую поддержку. Еще одно направление сотрудничества — финансирование вузовских исследований и инноваций в области экологического производства. Такие проекты есть у многих крупных компаний. Например, крупнейший химический концерн Covestro активно сотрудничает со средними и высшими учебными заведениями по вопросам образования в интересах устойчивого развития. «Один из наших недавних проектов — разработка одежды для людей с инвалидностью из высокотехнологичных тканей, — говорит Албена Васильева, руководитель направления коммуникаций и устойчивого развития «Сovestro Россия». — Одежда была создана в рамках воркшопа, организованного Covestro, российским проектом Bezgraniz Couture и Британской высшей школы дизайна для команды студентов различных дисциплин из пяти немецких вузов. Кроме того, уже 10 лет на территории нашего завода в Германии действует проект «Химическая лаборатория» для школьников старших классов —за один день в заводской лаборатории им нужно разработать, произвести и представить на рынок новый продукт (чехол для телефона, пластиковая посуда и пр.). Мы ставим себе задачу разбудить у школьников интерес к химии, независимо от того, какую профессию они выберут в будущем, показать, как она может позитивно влиять на экологию и улучшать качество жизни людей».

В разных странах ОУР интерпретируют по-разному, и прогресс пока очень неравномерен. Кроме того, проблемы устойчивого развития варьируются от государства к государству, а значит, знания и навыки для их решения тоже будут отличаться. Но главная тенденция — рост популярности «зеленого» мышления и устойчивого развития как в образовательной, так и в бизнес-среде. ОУР — не альтернатива традиционному обучению и не очередная его разновидность, а новый, более высокий уровень образования, к которому постепенно должен прийти весь мир.

Впереди планеты

Япония, Германия, Швеция и Нидерланды достигли самых больших успехов в области ОУР. В этих странах образование за последние десять лет стало реальным фактором устойчивого развития. Их опыт — национальные программы ОУР, методики преподавания (от детских садов до университетов), новые курсы и специальности, проекты сотрудничества между учебными заведениями и бизнесом — перенимают другие страны. В числе государств, которые активно внедряют принципы образования в интересах устойчивого развития, называют также Китай, Индию, ряд арабских и скандинавских стран.

Доклад Брунтланн

Фото: Bloomberg

Привлечь внимание широкой общественности к идее устойчивого развития впервые удалось премьер-министру Норвегии. В 1983 году Гру Харлем Брунтланн возглавила работу Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, а в 1987 году выступила со знаменитым итоговым докладом «Наше общее будущее» (известен также как «Доклад Брунтланн»), после которого мир заговорил об устойчивом развитии. В докладе подчеркивалось, что нынешнее состояние общества ведет к неустойчивому будущему, оставляя все больше людей за чертой бедности и одновременно истощая биосферу, что грозит мировой экологической катастрофой. В докладе намечались основные пути достижения устойчивого развития.

Цели в области устойчивого развития

Источник: Организация Объединенных Наций (www.un.org)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Глоток энергии Глоток энергии

Как «подзарядить батарейку» после затяжной зимы, не отходя от холодильника

Vogue
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Вселенная распадется через 10^78 лет, это гораздо быстрее предыдущих оценок Вселенная распадется через 10^78 лет, это гораздо быстрее предыдущих оценок

Вселенная распадается гораздо быстрее, чем считалось ранее

ТехИнсайдер
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

О самых частых заблуждениях о миоме матки рассказывает врач акушер-гинеколог

Лиза
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран

VisionLabs внедрил систему обнаружения дипфейков в банки России

Forbes
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки

Собачьи упряжки используют в Восточно-Сибирской Арктике уже 9 тысяч лет

Наука и жизнь
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Открыть в приложении