Досье / Растим детей позитивно / От 12 до 18 лет
Наладить диалог с подростками
Наш журналист, мать троих сыновей, постоянно вступала в конфликты с двумя младшими. Они с мужем решили освоить современные методы воспитания, чтобы общаться с детьми, не срываясь на крик. Удался ли этот опыт?
С нашим старшим сыном, которому уже двадцать, мы проблем не ведали. Может, мы образцовые родители и наших детей подростковые бури обходят стороной? Но на втором сыне, Антоне, природа взяла свое. А мы были не очень готовы к неуправляемости и агрессии, которую он стал проявлять в свои 14 лет. Знакомые посоветовали нам Родительский клуб1, где мы смогли пообщаться с такими же растерянными взрослыми и где нам рекомендовали пособие «Подросток в семье: успешные переговоры»2 психолога Петра Дмитриевского. После трех визитов нам показалось, что мы выработали новую методику и она дает плоды. Несколько месяцев мы наслаждались этим, а потом стало понятно, что нам не хватает твердости. Входим в положение ребенка, развиваем «активное слушание» – дети это поначалу замечают, делают шаги навстречу, а потом начинают воспринимать нашу мягкость как вседозволенность. Отношения снова накалились. И только осознание того, что воспитание предполагает обязательства с обеих сторон, сдвинуло их с мертвой точки. Нам помогли книги по позитивной дисциплине Джейн Нильсен3 и Джона Грэя4. Позитивная дисциплина – не «решение под ключ». Существует несколько приемов, которые взрослый может использовать в зависимости от характера подростка и ситуации. Тут я описываю типичные проблемы. И никакие приемы не подействовали бы без любви, творческого подхода и упорства.
Грубость
Антон возвращается домой в мрачном настроении, барабанит в дверь. За ужином ведет себя отвратительно, грубит братьям. В конце концов я потеряла самообладание и велела ему выйти из-за стола. Но утро вечера мудренее, и я поняла, что его агрессивность не связана с нами: нужно выяснить, что стоит за таким поведением. Я попросила его назавтра вернуться домой к пяти, и мы в спокойной обстановке в это «специально выбранное время» смогли поговорить о том, что происходит у него в школе. Оказывается, уже несколько месяцев у Антона конфликт с учительницей. В ходе разговора ему удалось обозначить словами свои эмоции («обучение социально-эмоциональным навыкам»). Мы вместе выработали план действий, чтобы наладить контакт с учительницей.