Как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе

Правила жизниИстория

Голливуд на Волге

Железный занавес времен холодной войны принято считать непроницаемым, но была одна область, в которой люди преодолевали его легко и непринужденно, – волшебный мир кинематографа. «Правила жизни» выясняют, как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе.

Записал Иван Жуковский

Хотя Советский Союз отделял от западного мира железный занавес, нельзя сказать, что отношения между СССР и капиталистическими странами были такими уж холодными, – по крайней мере, не все 70 лет существования государства рабочих и крестьян. В разные моменты истории СССР и его идеологические оппоненты сотрудничали в сфере кинематографа.

В начале 1920-х ни СССР, ни Веймарская Германия не имели международного признания, пока в 1922 году не заключили между собой Рапалльский договор. Для Германии это был первый международный договор после ее поражения в Первой мировой войне, для Советской России – вообще первое международное соглашение в истории молодой страны. Тогда и началось кино.

В 1923 году немецкая компания «Комедия-фильм» решила сделать кинофильм о Волге и людях, живущих на ее берегах. Советские киночиновники заинтересовались – такая картина позволила бы показать «быт и производство современной России».

Сценарий написали совместными советско-германскими усилиями. Деньги давали немцы (в те годы кинопроизводство в Германии приближалось к уровню Голливуда, и несмотря на кризис и инфляцию средства у веймарских киношников имелись). СССР получал право на прокат в советских кинотеатрах. Но картину снять не удалось – советские чиновники пожадничали, стали требовать уплаты таможенных пошлин за ввоз киноаппаратуры, и «Комедия-фильм» решила, что денег все-таки много не бывает.

Впрочем, уже в 1924 году была создана совместная советско-германская киностудия «Межрабпомфильм». Ее российская часть появилась еще до революции и называлась «Русь», а создал это киноателье костромской купец Михаил Трофимов.

Сам он свое начинание описывал так: «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…»

С другой стороны в альянс вошло кинобюро «Межрабпом» – «Международная рабочая помощь» (Internationale Arbeithilfe, IAH). Эта немецкая организация была близка к коммунистической партии Германии. А ее создатель «красный миллионер» Вилли Мюнценберг, медиамагнат и коммунист, владел несколькими кинокомпаниями и газетами от Парижа до Токио.

«Межрабпом» зарекомендовал себя в глазах большевиков, собрав $5 млн в Европе на помощь голодающим, – и получил в пользование в Советской России рыболовные хозяйства на Волге, сельскохозяйственные угодья под Казанью и Челябинском, обувную фабрику и поликлинику в Москве, ремонтную мастерскую в Петрограде и совместную киностудию. Все предприятия, кстати, оказались убыточными.

«Красный миллионер» Мюнценберг любил кино, особенно как инструмент пропаганды, и активно занялся развитием новой студии «Межрабпом – Русь», пайщиком которой стал в 1924 году. Уже через четыре года он оказался ее единственным владельцем. Студия не только снимала фильмы, но и занималась взаимным кинопрокатом: немецких картин – в РСФСР, советских – в Германии. Директором кинофабрики назначили Захара Даревского, бывшего актера, политрука Красной Армии и директора театра Мейерхольда, которого впоследствии осудили за растрату денежных средств «Межрабпом – Руси».

В 1925–1926 годах кинокомпания выпускала до 15 картин ежегодно. В эпоху НЭПа межрабпомовцы-русичи считались самой крутой кинобригадой, чуть ли не сильнее «Совкино» – главной государственной студии тех лет. На 1927–1928 годы был запланирован выпуск 24 художественных фильмов и 10 научно-популярных. На студии активно внедряли зарубежный производственный опыт и технические решения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
«Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых» «Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых»

«Извне»: хоррор, который заслуживает вашего внимания

Forbes
Любовь и Голубева Любовь и Голубева

Как на творческий метод Леоса Каракса повлияли отношения с Катериной Голубевой

Правила жизни
Чувство полета Чувство полета

Роскошный современный интерьер с арт-акцентами

SALON-Interior
Prostor выходит на просторы Prostor выходит на просторы

Лидеры молодой верфи Prostor — об идеях, планах и новой лодке

Y Magazine
Заглянуть за горизонт Заглянуть за горизонт

Тувинская музыка, в которой гармонично сочетаются фольклор и современные веяния

Men Today
Алексей Горбут Алексей Горбут

Горбут — знаток, последователь и апологет золотого века американских комиксов

Правила жизни
Кто в океане правит бал Кто в океане правит бал

На земле всё начинается с растений, а как обстоят дела в морях и океанах?

Наука и жизнь
Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете

Главную роль в достижении удивительной гибкости хобота у слонов играют морщины

ТехИнсайдер
«Всю жизнь мне нравилось сочинять истории» «Всю жизнь мне нравилось сочинять истории»

Как любовь к кино определила карьеру режиссера и сценариста Никиты Власова

Правила жизни
Настоящее прошлое Настоящее прошлое

Новые методы позволяют палеонтологам выяснить подробности ушедших эпох

Вокруг света
Нелегкие испытания Нелегкие испытания

История мужчины, столкнувшегося с одним из самых агрессивных видов рака

Men Today
Без последствий Без последствий

Случайный секс и его неприятные последствия: о чем ты не знала?

Лиза
Сны про это Сны про это

Как расшифровать эротические сновидения и всегда ли они о сексе

Лиза
Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON

Последний шедевр ICON — восстановленный Jeep Cherokee

4x4 Club
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
Инновации решают Инновации решают

Каким окажется будущее российской экономики

Деньги
Северный путь Северный путь

Какое кино снимается в Якутии, Бурятии и Тыве

Знание – сила
«Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией «Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией

Художник Александр Джикия про свои сны, рисунки и стихотворения

СНОБ
Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России

Почему российский венчурный рынок пока существенно отстает от мировых лидеров

Forbes
Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе! Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе!

Как Фрэнсис Бэкон повлиял на образ Джокера в "Темном рыцаре"?

ТехИнсайдер
Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения» Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения»

Правящая партия Германии сознательно проводит политику привлечения мигрантов

Монокль
«Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету «Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету

Почему «водородная энергия» оказалась лишь иллюзией?

Forbes
Вторая жизнь моделей фораминифер Вторая жизнь моделей фораминифер

История идентификации старой музейной коллекции

Санкт-Петербургский университет
«Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе «Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе

«Никто этого не хочет»: этот проект сподвигнет вас поверить в вечную любовь

Forbes
Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве» Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБ
Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых

Актер Роман Маякин — о собственном опыте в психотерапии и сериале «Триггер»

СНОБ
Побег на месте Побег на месте

Как Стив Маккуин всегда играл только самого себя

Weekend
6 признаков того, что у вас эмоционально незрелые родители 6 признаков того, что у вас эмоционально незрелые родители

Кто такие эмоционально незрелые родители?

Psychologies
«Строительство ведётся беспроектно» «Строительство ведётся беспроектно»

Споры ОГПУ и Госплана о канале Москва — Волга

Дилетант
Открыть в приложении