Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане
Планета, названная ее обитателями Земля, с таким же успехом и по праву могла бы называться Вода, поскольку до двух третей ее поверхности занимают воды Мирового океана, покрывшего собой 361 млн км2. Взгляните на глобус, и поймете, отчего его (как и саму изображаемую с его помощью планету) нередко называют «шар голубой». По необозримым просторам океана испокон века плавают (точнее, как считают моряки, «ходят») суда самого разного назначения, в том числе и военного. Последние принято называть кораблями.
Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года, одновременно увеличиваются их размеры и скорость. В океане, особенно в отдельных его областях, например проливах, заливах, становится уже тесновато. А вблизи крупных портов или военно-морских баз движение судов и кораблей по своей интенсивности напоминает порой уличное движение на столичных магистралях в часы пик. И, как на сухопутных трассах, здесь случаются свои «ДТП» – происходят столкновения судов. Связано это, как правило, со сложными метеоусловиями (плохая видимость, сильное волнение моря и т.п.). Но не меньшее влияние на ситуацию оказывает пресловутый человеческий фактор. Причем речь пока идет о надводных судах, экипажи которых могут наблюдать друг друга непосредственно либо с помощью биноклей и иной мощной оптики. В условиях ограниченной видимости на помощь людям приходят радиолокаторы.
Третье измерение
Особое и порой главенствующее место в структуре ВМФ практически всех ведущих морских держав отводится в настоящее время подводным силам. Важнейшим боевым качеством подводных лодок (ПЛ) является их скрытность. Чтобы в полной мере использовать это свое преимущество перед надводными кораблями, ПЛ должны, как правило, находиться в погруженном (подводном) положении. Обнаружить их при этом визуально не помогут ни бинокли, ни радиолокаторы, противник может лишь услышать их с помощью гидролокаторов (сонаров) либо вычислить по оставляемому ПЛ тепловому или радиационному (для атомных ПЛ) следу. При этом кораблестроители непрерывно работают над снижением любых физических (акустических, тепловых, радиационных) полей подводного корабля, способных повлиять на его скрытность. Наружные поверхности современных ПЛ покрываются слоем специальной резины, существенно снижающим эффективность вражеских сонаров.
Еще одним существенным отличием ПЛ от надводных кораблей является их способность пространственного маневрирования в ТРЕХ измерениях. Если надводные корабли могут маневрировать только путем изменения курса, оставаясь в одной плоскости (в качестве каковой можно условно принять поверхность моря), то ПЛ маневрирует в трехмерном пространстве, изменяя не только свой курс, но и глубину погружения. Таким образом, в распоряжении подводников не только поверхность, но и объем Мирового океана (естественно, в пределах предельно допустимой глубины погружения).
А объем океанский огромен: при средней глубине 3800 м объем океанских вод равен примерно 1,3 млрд км3. Сегодня ПЛ еще не достигают подобных глубин, ограничиваются, как правило, четырьмя сотнями метров. Но и этот гигантский слой океанских вод (объемом в 136 млн км3) оставляет достаточно простора для любого маневра подводного корабля. Казалось бы, вероятность спонтанного контакта двух ПЛ при этом ничтожно мала: по расчетам специалистов, составляет не более чем одна миллионная. Однако практика опровергает эти расчеты, на деле столкновения под водой происходили неоднократно.