Какие вызовы сегодня стоят перед российскими модными компаниями

МонокльБизнес

Продажи важнее креатива и ценности бренда

Российские фешен-компании нацелены на развитие, обеспечивающее широкий охват потенциальных покупателей и стабильный поток доходов. Однако все более актуальным становится повышение эффективности бизнеса и формирование креативного почерка брендов

Лина Калянина

Бизнес-консультант по управлению продажами для фешен-брендов, экс-управляющая региональными продажами «Nike Россия» Дания Ткачева: «Все компании, начинающие бизнес, одержимы идеей сделать уникальный продукт». Из личного архива

То, что сейчас происходит в российской модной индустрии, беспрецедентно. Благодаря уходу из России международных брендов локальные производители и розничные сети начали бурно расти, швейные фабрики загружены на несколько месяцев вперед, российские бренды занимают доминирующее положение в торговых центрах, количество предлагаемой покупателям российской продукции превосходит совокупный ассортимент за предыдущие несколько лет. Наибольший рост наблюдается в сегменте одежды.

Однако есть уже и первые тревожные звоночки. В отсутствие высокоразвитой индустрии легпрома в стране российские производители сильно зависят от импортного сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей. Вкупе с дефицитом профессиональных кадров это сильно повышает себестоимость продукции. А попытки ее оптимизировать приводят к снижению качества и созданию однотипного базового ассортимента. Опасаясь уменьшения выручки, компании не решаются делать серьезные инвестиции в дизайн и собственный почерк, что неизбежно сказывается на настроениях потребителей: они ждут от наших брендов яркости, модных трендов, уникальности.

О том, какие вызовы сегодня стоят перед российскими модными компаниями, о чем они сегодня должны думать, чтобы быть успешными через пять-десять лет, «Монокль» решил поговорить с бизнес-консультантом по управлению продажами для фешен-брендов, экс-управляющей региональными продажами «Nike Россия» Данией Ткачевой.

— Какова сейчас динамика российского фешен-рынка?

— Сейчас идет активный рост оборота. По прогнозам, в 2024 году он вырастет на 12 процентов по отношению к 2023 году, до 4,1 триллиона рублей. И это первый год за последнее десятилетие, когда рынок заметно растет.

— В чем причины роста?

— Их много. Во-первых, растет покупательная способность населения, особенно в регионах. Речь идет о так называемых военных выплатах. Во-вторых, растет локальное производство, появляется много новых брендов, стремящихся занять освободившиеся в 2022 году ниши. В-третьих, потребители продолжают покупать, тратить деньги, в том числе это происходит за счет того, что крупные сети стали активно расширяться как в обычной рознице, так и в онлайне.

— А до этого какой была динамика рынка?

— В 2023 году был небольшой прирост — плюс семь процентов — к 2022-му, потому что в 2022-м была низкая база, с рынка уходили зарубежные бренды. В 2022 году было падение к 2021-му, связанное с началом СВО. В 2021-м был бум, плюс 18 процентов по сравнению с ковидным 2020-м, но все равно мы не вернулись к показателям 2019 года. Поэтому 2024-й — первый год, когда происходит органический рост.

— Кто в итоге стал бенефициаром кризиса, вызванного уходом международных брендов с российского рынка?

— Главными бенефициарами стали давно работающие на российском рынке компании — Gloria Jeans, «Спортмастер», Ostin, 12 Storeez, 2Mood, Ekonika, Lime, бренды Love Republic, Sela, Befree от Мelon Fashion Group и другие. Раньше продукцию этих компаний покупали реже, по разным причинам: кто-то не рассматривал для себя российский продукт и отдавал приоритет зарубежным брендам, кто-то не мог найти у российских брендов подходящий ассортимент. Начиная с 2022 года в торговых центрах освобождались площади, которые российским брендам раньше в принципе были недоступны, так как они в приоритетном порядке отдавались международным компаниям — Inditex, H&M, Uniqlo и другим. После того как иностранцы ушли, наши бренды стали резко масштабироваться в офлайне и параллельно развивали онлайн-продажи — через свои интернет-магазины и маркетплейсы.

За счет такого мультиканального покрытия они наконец стали заметны для покупателя, их продажи начали расти — в прошлом году некоторые компании выросли более чем на 50 процентов. Например, выручка ООО «Стиль трейд», юрлица российского продавца одежды Lime, в 2023 году выросла на 103,3 процента, до 20,7 миллиарда рублей — это данные отчета компании. Чистая прибыль компании выросла на 60,8 процента, до 2,2 миллиарда рублей. Большая часть компаний в спешном порядке провела ребрендинг, скорректировала позиционирование, внешний вид магазинов, чтобы в глазах потребителей выглядеть более актуально.

Большая часть компаний в спешном порядке провела ребрендинг, скорректировала позиционирование, внешний вид магазинов, чтобы в глазах потребителей выглядеть более актуально

— И более дорого.

— Да, верно, ребрендинг проходит в сторону премиумизации, скажем так. Кто-то официально об этом объявил, как, например, 12 Storeez, Ekonika, кто-то тихой сапой поднимает цены — как, например, Lime, Gloria Jeans. Эта премиумизация выражается не только в повышении цен, но и в изменении концептов магазинов: появилась премиальная презентация продукта, больше свободного пространства в торговом зале, примерочные большей площади, меньше оборудования, больше воздуха, чтобы покупатели могли если и не почувствовать себя в премиум-магазине, то, по крайней мере, испытать схожее чувство. Были разработаны новые логотипы — чтобы компании перестали ассоциироваться с прежним позиционированием, когда бренды продавались по более низкой цене.

— Но, наверное, этого недостаточно? Нужно, чтобы и ассортимент соответствовал перепозиционированию.

— Когда компании только начинали все эти изменения, занимали освободившиеся площади в торговых центрах, им действительно не хватало продукта. Летом 2022 года в торговых центрах было видно, что площадь магазинов увеличилась, а продукта недостаточно. Были даже откровенно пустые полки, дублирование ассортимента. Но сейчас все магазины заполнены продуктом.

Не в том цвете

— И цены повысились.

— Цены повысились. Причин тому много. Курс доллара вырос, а сырье, ткани, фурнитуру мы импортируем. Хлопок, как известно, является биржевым товаром и постоянно растет в цене. У нас растет ставка рефинансирования, логистика очень подорожала. Помимо этого в фешен-бизнесе очень большие затраты на персонал. Например, у нас дефицит швей — их зарплаты за последние два года выросли в четыре раза. Мои клиенты недавно рассказывали, что у них есть швеи, которые получают 200 тысяч рублей в месяц и хотят еще больше.

— Речь идет о швеях-мигрантах?

— У нас в основном сейчас работают швеи из Киргизии, по шесть дней в неделю, в две смены, они нацелены на то, чтобы зарабатывать. Хотя среди них огромная текучка. Наших местных швей нет, есть только возрастное поколение, которое постепенно уходит с рынка. Российские учебные заведения на швей не обучают. Сейчас удовлетворить всю потребность в швеях в нашей стране невозможно.

— То есть, несмотря на повышение цен, работать с хорошей маржей у наших производителей пока не получается?

— Компании работают с низкой рентабельностью — до 10–15 процентов, как правило сильно ниже этих цифр. И пока недозарабатывают, потому что стараются удерживать цены, соответствовать покупательной способности клиентов. Цены в рознице растут не так быстро, как зарплата персонала.

— Помимо проблем со швеями как вообще складывается ситуация с производственной базой? Многие бренды пишут, что отшиваются в России, на собственных фабриках.

— Конечно, крупные сети отшиваются в Китае. В России у них есть только небольшие экспериментальные цеха, которые позволяют быстро тестировать гипотезы, новый продукт. Если гипотеза срабатывает, они быстро отправляют заказ на производство в Китай и начинают масштабирование. Конкурировать с Азией невозможно: там высокая скорость производства, есть сырье, фурнитура, оборудование, много персонала.

— Небольшие российские компании, которые сегодня производят свою продукцию здесь, если вдруг захотят масштабироваться, вынуждены будут уходить на производство в Китай?

— Как только бренд начинает производить значимые объемы, много продавать, он переносит производство в Китай. Даже если бренд имеет выручку пять-десять миллионов рублей в месяц, ему уже сложно здесь что-то производить. Можно, конечно, расширять аутсорсинг по разным фабрикам, но эффективность сразу падает. В России можно долго ждать своей очереди на фабрике, а это высокий риск опоздать с коллекцией в сезон и потерять весь бизнес.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде

Что представляет собой фашизм с философской и идеологической точки зрения

Maxim
«Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности «Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности

Что такое сверхспособности на самом деле?

Psychologies
Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные

Опрос выявил самые странные вещи, которые наши любимцы не против проглотить

ТехИнсайдер
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня» Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

Forbes
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры

Почему шумоподавление это главное в разработке квантовых компьютеров

ТехИнсайдер
Искусственный снег, джакузи из обычной ванны и еще 7 необычных применений для домашнего мини-компрессора Искусственный снег, джакузи из обычной ванны и еще 7 необычных применений для домашнего мини-компрессора

Ищем забавные способы использовать домашний мини-компрессор

ТехИнсайдер
Сергиев Посад Сергиев Посад

Сергиев Посад и его доминанта — Свято-Троицкая Сергиева лавра

КАНТРИ Русская азбука
Выгоды будь здоров Выгоды будь здоров

Всё больше компаний мотивируют своих сотрудников проходить диспансеризацию

Men Today
Тихо! Это роскошь Тихо! Это роскошь

В последние 20 лет тема роскоши вышла на первый план в дизайнерской среде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Африканские маски в Москве Африканские маски в Москве

Маски, затягивающие в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…

Знание – сила
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно

Чем важен навык жить настоящим? И что мешает нам его развить?

Psychologies
Коллекционер Евгений Шутко: Текстильное искусство — это весьма ценная редкость Коллекционер Евгений Шутко: Текстильное искусство — это весьма ценная редкость

Зачем коллекционировать текстиль и что дает участие в Win-Win молодым авторам

СНОБ
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
Как отстирать белые носки без использования отбеливателя: 5 методов, проверенных временем Как отстирать белые носки без использования отбеливателя: 5 методов, проверенных временем

Сделать носки снова белоснежно чистыми не так уж и сложно!

ТехИнсайдер
Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин

Как перестать сближаться с теми, кто приносит лишь боль и разочарование?

Psychologies
Многоликий Ян Многоликий Ян

Ян Гинзбург: разархивирование настоящего

Weekend
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога

Нужно ли поддерживать связь с тем, кого еще недавно любил?

Psychologies
Африканская пропасть Африканская пропасть

Англо-бурская война как историческая неизбежность

Знание – сила
«Мыльная опера» или «выдохшаяся газировка»: 8 типов расставаний и как их пережить «Мыльная опера» или «выдохшаяся газировка»: 8 типов расставаний и как их пережить

Как пережить расставание?

Psychologies
«Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел «Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел

Что такое синдром Питера Пэна и что делать, если твой партнер инфантилен?

VOICE
Новым деньгам новые ставки Новым деньгам новые ставки

Банки устроили процентные гонки

Деньги
День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми

Можно ли организовать общение с пожилыми родственниками спокойно?

Psychologies
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Экономике предложили альтернативы Экономике предложили альтернативы

Как возможное ухудшение макроэкономической ситуации повлияет на АПК

Агроинвестор
Что такое «кофейный сон» и кому он поможет Что такое «кофейный сон» и кому он поможет

Почему иногда привычная чашка кофе перестает бодрить?

Psychologies
Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же

«Круть»: почему эта книга Виктора Пелевина заставляет испытывать испанский стыд

Forbes
Валерий Фокин — Forbes: «Театр — это митинг без ОМОНа» Валерий Фокин — Forbes: «Театр — это митинг без ОМОНа»

Валерий Фокин: власть опасается влияния театра на публику в сегодняшней ситуации

Forbes
Открыть в приложении