Судьба египтолога Владимира Голенищева и знаменитых фаюмских портретов

Правила жизниИстория

Московский фаюм

Филолог и искусствовед Арсений Дежуров размышляет о знаменитых фаюмских портретах, а также о судьбе египтолога Владимира Голенищева, благодаря которому одно из самых крупных собраний этих портретов оказалось в Москве.

В детстве, отрочестве, юности, в университетах всякий человек (местный или приезжий), что побывал в музее им. Пушкина в первый раз или уже в несчетный, скажет, какой зал больше всего запомнился, полюбился, без взгляда на который трудно уйти из ГМИИ: это египетский зал – миниатюрное подобие самого большого храма Древнего мира, Карнака, а в этом зале коллекция, от которой глаз не отвести. Все так хотят ее увидеть, что несколько лет назад музею пришлось убрать часть экспонатов в запасник, потому что живые люди с их непомерным любопытством стали плохо помещаться среди покойников, гробов, цветных фигурок, фаянсовых амулетов, папирусов и устаревших фотографий древних гробниц. Все равно египетская коллекция выплескивается за пределы зала – на выходе из «Египта», если пройти сквозь зал ассириологии и свернуть направо в «Эллинизм», можно увидеть портреты еще две тысячи лет назад живых людей: кудрявых семитских юношей, похожих на скрипачей и торговцев мандаринами, чернокожую красавицу нубийку, сурового, с лицом в морщинах римского офицера, заплаканное лицо большеглазой язычницы, больше похожей на христианскую святую.

Это коллекция заупокойного портрета, составляющая часть всемирно известного египетского собрания ГМИИ. Москвичи так привыкли к «своему» Египту, что мало у кого возникает вопрос, откуда в далеком северном городе эти удивительные вещи.

В 1908 году впал в крайнее разорение крупнейший русский ученый – египтолог Владимир Семенович Голенищев. Голенищев был вынужден срочно распродать свои шедевры, хранящиеся в Эрмитаже, за ничтожную для сокровищ цену.

Сын крупного предпринимателя, он мог позволить себе пойти по любому жизненному пути, но пошел по пути, по которому русские еще далеко не ходили. Он стал первым русским египтологом мирового значения. Первый артефакт Древнего Египта он приобрел в четырнадцать лет. Он выучил 13 языков. Он был единственным сотрудником, занимающимся египетской коллекцией Эрмитажа (без оплаты). Он примерно 60 раз совершал археологические и эпиграфические экспедиции в Египет, обогатив коллекцию Санкт-Петербурга (и, волею судеб, Парижа) литературными памятниками мирового значения. Он нашел в хранилище Эрмитажа, перевел и прокомментировал «Сказку потерпевшего кораблекрушение» – одну из самых увлекательных повестей древности.

У него было качество, которому позавидовал бы любой египтолог: он обладал исключительным художественным вкусом. Это особенно уважаемая категория эстетики среди тех, кто занимается каноническими искусствами вроде иконописи, палеха, гжели, хохломы... Ну и искусствами дремучей древности. Все дело в том, что искусство в Египте подчинено строгим правилам: оно мало менялось от века к веку. В искусстве такого толка трудно найти очень уж плохое произведение (так как оно сделано по правилам). Но не менее трудно отличить от среднего произведения шедевр, ибо и он тоже сделан по правилам тысячелетий.

У Голенищева был тот исключительный вкус, который позволил ему собрать свою обширную коллекцию из исключительных шедевров. Широта души, болезнь жены и крах Северо-Уральского золотопромышленного общества, акционером которого был египтолог, привели его к разорению. Европейские музеи заволновались.

Встревожились и московские интеллектуалы – такая коллекция должна была остаться в России. Под давлением Ивана Цветаева – создателя Музея изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (прежде и далее – ГМИИ) – и египтолога Бориса Тураева Государственная дума в 1909 году с неохотой приобрела коллекцию. Шесть тысяч древнеегипетских артефактов были упакованы в 224 ящика общим весом восемь тонн. В апреле 1911 года из Петербурга в Москву под охраной Преображенского полка отправился поезд с коллекцией Голенищева. Среди экспонатов с особенным почтением везли 23 портрета первых веков христианской эры. Это было новое и модное открытие египтологии – фаюмский портрет, о котором и пойдет речь.

К концу XIX века антикварные рынки Каира наполнились древними досками, расписанными восковыми красками. Большей частью они происходили из оазиса Эль-Фаюм, отчего их стали называть фаюмскими. Все это были портреты молодых людей или таких, которых сейчас принято называть молодыми. Мировая общественность должна была бы восхититься, ведь это был недостающий пробел в истории искусства: до нас совсем не дошли древние картины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джим лежа Джим лежа

Героические истории со съемок первых фильмов великих режиссеров

Правила жизни
Мастер-класс Мастер-класс

Штрихи к портрету «Джо»

Автопилот
«Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям» «Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям»

Как попытка разобраться в системе взаимоотношений приводит к коллекционированию

Правила жизни
Человек на радиоуправлении Человек на радиоуправлении

Нейроинтерфейсами начали заниматься в российской «Моторике»

ТехИнсайдер
«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
Любовь без памяти: что происходит с нами, когда мы по-настоящему влюбляемся, с точки зрения науки Любовь без памяти: что происходит с нами, когда мы по-настоящему влюбляемся, с точки зрения науки

Как влюбленность влияет на наш организм?

ТехИнсайдер
Увидев Орлову, Сталин сказал Александрову: Увидев Орлову, Сталин сказал Александрову:

В этом материале собраны редкие факты о Любови Орловой

Коллекция. Караван историй
5 распространенных причин непослушания ребенка 5 распространенных причин непослушания ребенка

Какие детские проблемы могут скрываться за непослушанием?

Psychologies
Мексиканский ремень Мексиканский ремень

Фахитас – блюдо, в котором слились традиции Северной и Южной Америки

Вокруг света
Попкорн — вред или польза для здоровья? Узнайте интересные факты о популярной закуске! Попкорн — вред или польза для здоровья? Узнайте интересные факты о популярной закуске!

Попкорн — относительно полезная закуска или вредный снэк?

ТехИнсайдер
Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов

Собрали все параметры складных столов для пикников, имеющие значение

ТехИнсайдер
Доктор, меня все игнорируют! Доктор, меня все игнорируют!

Как сделать так, чтобы вас слышали и слушали?

Men Today
Хочу булочку! Хочу булочку!

Как есть мучное и при этом не набирать вес: советы нутрициолога

Лиза
Могут ли месячные пропасть или начаться раньше из-за стресса Могут ли месячные пропасть или начаться раньше из-за стресса

Могут ли месячные не прийти или начаться раньше из-за стресса?

Psychologies
Сексизм в большом городе: как женщины борются с дискриминацией и домогательствами на рабочем месте Сексизм в большом городе: как женщины борются с дискриминацией и домогательствами на рабочем месте

Несмотря на внимание сексизм все еще не удается полностью искоренить

Inc.
Синтезатор случайностей и ошибок Синтезатор случайностей и ошибок

Дмитрий Морозов (::vtol::): звук как открытое произведение

Weekend
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

ДПДЗ прямым образом влияет на работу мотора. Как его проверить?

РБК
Опытные охотники с необычным хобби: 50 фантастических фактов о дельфинах ― безумно смышленых и таких ласковых существах Опытные охотники с необычным хобби: 50 фантастических фактов о дельфинах ― безумно смышленых и таких ласковых существах

Эти красавчики ― настоящие гении среди морских обитателей

ТехИнсайдер
Современные мечты о космосе: что делать, если ваш ребенок хочет стать блогером Современные мечты о космосе: что делать, если ваш ребенок хочет стать блогером

Отрывок из книги «Детство в режиме онлайн» Екатерины Мурашовой

Psychologies
«Никому не верю»: как празднуют первое апреля в разных странах «Никому не верю»: как празднуют первое апреля в разных странах

Рассказываем, как принято отмечать День дурака в разных уголках планеты

ТехИнсайдер
Робот-пылесос научили ходить по ступенькам Робот-пылесос научили ходить по ступенькам

Разработан робопылесос, который способен спускаться и подниматься по лестницам

N+1
Памяти Марчелло Гандини: вспоминаем автомобили, которыми мы восхищались в детстве Памяти Марчелло Гандини: вспоминаем автомобили, которыми мы восхищались в детстве

Марчелло Гандини создал машины, о постерах с которыми мы мечтали в детстве

Maxim
По следам Америго Веспуччи По следам Америго Веспуччи

Своим капризом судьба обессмертила путешественника Америго Веспуччи

Знание – сила
Перезагрузка мышления Перезагрузка мышления

Как устроена нейронная сеть и что мы можем сделать, чтобы управлять ею

Лиза
Чагын Генч, генеральный директор верфи Sirena Yachts Чагын Генч, генеральный директор верфи Sirena Yachts

Тренд на яхты с уютной домашней обстановкой будет жить еще долго

Y Magazine
Материальная культура Материальная культура

Этот лофт сочетает в себе исторические стены и современный крафтовый дизайн

SALON-Interior
Из почвы в почву Из почвы в почву

«Калина красная»: как можно вернуться в крестьянский мир

Weekend
«Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии «Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии

Почему нельзя изменить ситуацию, запрещая аборты и принуждая женщин рожать

Forbes
Что сажать на рассаду Что сажать на рассаду

Самые популярные и простые в уходе растения на рассаду

Лиза
«Дева и дракон» в беде: почему фэнтези с Милли Бобби Браун оказалось неудачным «Дева и дракон» в беде: почему фэнтези с Милли Бобби Браун оказалось неудачным

Почему фильм, разрушающий миф о «деве в беде», не оправдывает ожиданий

Forbes
Открыть в приложении