Судьба египтолога Владимира Голенищева и знаменитых фаюмских портретов

Правила жизниИстория

Московский фаюм

Филолог и искусствовед Арсений Дежуров размышляет о знаменитых фаюмских портретах, а также о судьбе египтолога Владимира Голенищева, благодаря которому одно из самых крупных собраний этих портретов оказалось в Москве.

В детстве, отрочестве, юности, в университетах всякий человек (местный или приезжий), что побывал в музее им. Пушкина в первый раз или уже в несчетный, скажет, какой зал больше всего запомнился, полюбился, без взгляда на который трудно уйти из ГМИИ: это египетский зал – миниатюрное подобие самого большого храма Древнего мира, Карнака, а в этом зале коллекция, от которой глаз не отвести. Все так хотят ее увидеть, что несколько лет назад музею пришлось убрать часть экспонатов в запасник, потому что живые люди с их непомерным любопытством стали плохо помещаться среди покойников, гробов, цветных фигурок, фаянсовых амулетов, папирусов и устаревших фотографий древних гробниц. Все равно египетская коллекция выплескивается за пределы зала – на выходе из «Египта», если пройти сквозь зал ассириологии и свернуть направо в «Эллинизм», можно увидеть портреты еще две тысячи лет назад живых людей: кудрявых семитских юношей, похожих на скрипачей и торговцев мандаринами, чернокожую красавицу нубийку, сурового, с лицом в морщинах римского офицера, заплаканное лицо большеглазой язычницы, больше похожей на христианскую святую.

Это коллекция заупокойного портрета, составляющая часть всемирно известного египетского собрания ГМИИ. Москвичи так привыкли к «своему» Египту, что мало у кого возникает вопрос, откуда в далеком северном городе эти удивительные вещи.

В 1908 году впал в крайнее разорение крупнейший русский ученый – египтолог Владимир Семенович Голенищев. Голенищев был вынужден срочно распродать свои шедевры, хранящиеся в Эрмитаже, за ничтожную для сокровищ цену.

Сын крупного предпринимателя, он мог позволить себе пойти по любому жизненному пути, но пошел по пути, по которому русские еще далеко не ходили. Он стал первым русским египтологом мирового значения. Первый артефакт Древнего Египта он приобрел в четырнадцать лет. Он выучил 13 языков. Он был единственным сотрудником, занимающимся египетской коллекцией Эрмитажа (без оплаты). Он примерно 60 раз совершал археологические и эпиграфические экспедиции в Египет, обогатив коллекцию Санкт-Петербурга (и, волею судеб, Парижа) литературными памятниками мирового значения. Он нашел в хранилище Эрмитажа, перевел и прокомментировал «Сказку потерпевшего кораблекрушение» – одну из самых увлекательных повестей древности.

У него было качество, которому позавидовал бы любой египтолог: он обладал исключительным художественным вкусом. Это особенно уважаемая категория эстетики среди тех, кто занимается каноническими искусствами вроде иконописи, палеха, гжели, хохломы... Ну и искусствами дремучей древности. Все дело в том, что искусство в Египте подчинено строгим правилам: оно мало менялось от века к веку. В искусстве такого толка трудно найти очень уж плохое произведение (так как оно сделано по правилам). Но не менее трудно отличить от среднего произведения шедевр, ибо и он тоже сделан по правилам тысячелетий.

У Голенищева был тот исключительный вкус, который позволил ему собрать свою обширную коллекцию из исключительных шедевров. Широта души, болезнь жены и крах Северо-Уральского золотопромышленного общества, акционером которого был египтолог, привели его к разорению. Европейские музеи заволновались.

Встревожились и московские интеллектуалы – такая коллекция должна была остаться в России. Под давлением Ивана Цветаева – создателя Музея изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (прежде и далее – ГМИИ) – и египтолога Бориса Тураева Государственная дума в 1909 году с неохотой приобрела коллекцию. Шесть тысяч древнеегипетских артефактов были упакованы в 224 ящика общим весом восемь тонн. В апреле 1911 года из Петербурга в Москву под охраной Преображенского полка отправился поезд с коллекцией Голенищева. Среди экспонатов с особенным почтением везли 23 портрета первых веков христианской эры. Это было новое и модное открытие египтологии – фаюмский портрет, о котором и пойдет речь.

К концу XIX века антикварные рынки Каира наполнились древними досками, расписанными восковыми красками. Большей частью они происходили из оазиса Эль-Фаюм, отчего их стали называть фаюмскими. Все это были портреты молодых людей или таких, которых сейчас принято называть молодыми. Мировая общественность должна была бы восхититься, ведь это был недостающий пробел в истории искусства: до нас совсем не дошли древние картины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусство, черт побери! Искусство, черт побери!

«Коллекционер – это едва ли не каждый из нас»

Правила жизни
От Одри Хепберг до Билли Айлиш: 12 легендарных песен, получивших премию «Оскар» От Одри Хепберг до Билли Айлиш: 12 легендарных песен, получивших премию «Оскар»

Самые легендарные оскароносные треки, которые знают и любят во всем мире

Forbes
Психоистория коллекционирования Психоистория коллекционирования

Почему людям разных эпох неизменно нравилось собирать редкие вещи?

Правила жизни
Как разговаривать с пьяным человеком? Как разговаривать с пьяным человеком?

Как вести себя в ситуации, когда пьяного человека невозможно игнорировать?

Psychologies
«Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям» «Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям»

Как попытка разобраться в системе взаимоотношений приводит к коллекционированию

Правила жизни
Искра моря Искра моря

Траулеру Scintilla Maris посчастливилось стать настоящей экспедиционной яхтой

Y Magazine
Всемирный фарватер Всемирный фарватер

Как люди путешествовали, когда не было авиасообщения

Вокруг света
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта «Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта

Александра Ширвиндт: его роли, жизненные принципы, всегдашняя грусть и ирония

СНОБ
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Настроим четкость Настроим четкость

3 предвестника близорукости, на которые мало кто обращает внимание

Лиза
«Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями «Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями

Как найти баланс между ожиданиями окружающих и нашим собственным благополучием

Psychologies
Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами

В чем заключался преподавательский метод Репина?

Forbes
Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз

Стриптиз в кино: драма, черная комедия, спорный фильм с ДжейЛо

Maxim
Кокаин, связь с мафией и удар стулом: за что известные футболисты попадали в тюрьму Кокаин, связь с мафией и удар стулом: за что известные футболисты попадали в тюрьму

Самые известные истории футболистов, попадавших в тюрьму

Forbes
Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми

Устаете от постоянного общения с коллегами, друзьями или родственниками?

ТехИнсайдер
9 трендов в уборке, которые стоит попробовать в этом году: мнение профессиональных клинеров 9 трендов в уборке, которые стоит попробовать в этом году: мнение профессиональных клинеров

Что сейчас считается трендом в области наведения порядка и чистоты в доме?

VOICE
Сплошная экзотика Сплошная экзотика

Как оформить квартиру в модном этническом стиле

Лиза
Великий китайский файрвол: 10 фактов об Интернете в КНР Великий китайский файрвол: 10 фактов об Интернете в КНР

Как 1,4 миллиарда людей живут в стране без доступа к зарубежным сервисам

Maxim
Масло масляное Масло масляное

Какое растительное масло лучше купить и как его правильно использовать

Добрые советы
Татьяна Тылевич Татьяна Тылевич

Почему ИФЗ — это живое производство и как сделать фарфор модным

Собака.ru
Те же грабли Те же грабли

7 ошибок при уборке, из-за которых в квартире никогда не будет чисто

Лиза
Издательский бизнес с энтузиазмом 1990-х: как Анна Штейнман управляет «Фантом Пресс» Издательский бизнес с энтузиазмом 1990-х: как Анна Штейнман управляет «Фантом Пресс»

Как Анна Штейнман открывала и вела издательский бизнес в 1990-х

Forbes
Почему водка идеально подходит к блинам Почему водка идеально подходит к блинам

Доказываем, отчего союз блинов и водки не имеет альтернатив

Maxim
Женские таблетки Женские таблетки

Противозачаточные средства: свойства, не связанные с контрацепцией

Лиза
5 советов, как справиться с синдромом выжившего 5 советов, как справиться с синдромом выжившего

В чем суть синдрома выжившего, какие он имеет последствия и как его пережить

Psychologies
Пойми меня, если сможешь Пойми меня, если сможешь

В чем смысл взаимопонимания и какую роль в нем играет эмпатия?

Psychologies
Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки

Самки кольчатых червяг кормят детенышей богатым липидами и углеводами «молоком»

N+1
«Не хрустальная, не развалишься»: токсичные фразы, которыми мать сломает жизнь любой дочери «Не хрустальная, не развалишься»: токсичные фразы, которыми мать сломает жизнь любой дочери

Колкие фразы матери, которые ломают дальнейшую судьбу девочки

VOICE
Как натянуть цепь на бензопиле — наглядная инструкция Как натянуть цепь на бензопиле — наглядная инструкция

Важно следить за натяжением цепи в бензопиле — как ее подтянуть

CHIP
Что такое синдром навязчивых грез и как с ним бороться Что такое синдром навязчивых грез и как с ним бороться

Что такое синдром навязчивых грез и можно ли от него избавиться

РБК
Открыть в приложении