Можно ли отредактировать климат?
Компания «ЛУКОЙЛ» опубликовала отчет о деятельности в сфере устойчивого развития
На днях Россия ратифицировала Парижское соглашение — самый известный климатический договор за всю историю человечества. Он должен сдержать темпы глобального потепления, хотя на самом деле действие соглашения выходит далеко за рамки экологии. Его осуществление имеет колоссальное значение для достижения Целей устойчивого развития в период до 2030 года (ЦУР-2030), заявленных в известном докладе ООН.
Для крупного российского бизнеса принятие соглашения — повод сверить часы с глобальной мировой повесткой: неспроста сегодня устойчивое развитие ассоциируют с более совершенным уровнем развития бизнеса, который создает новые модели, где главнейшим фактором становятся интересы общества, окружающей среды и человека.
— Присоединение к Парижскому соглашению означает большие перемены и перспективы,— рассказала «Огоньку» руководитель центра ответственного инвестирования и зеленых финансов Бельгийско-Люксембургской торгово-промышленной палаты (ТПП) в РФ Наталья Пономарева.— Для компаний, согласующих свои цели с ЦУР-2030, можно прогнозировать увеличение доли рынка, выход на зарубежные рынки, новый уровень отношений с клиентами, поставщиками, возможности создания новых сфер бизнеса или вхождения в глобальные цепочки поставщиков. В целом же для компаний это связано с улучшением имиджа и репутации, новым социальным статусом акционеров и увеличением рыночной стоимости активов.
По словам экспертов, сегодня репутация бизнеса становится таким же полноценным фактором для развития, как и финансовые показатели. Поэтому крупные компании стремятся показать реальный вклад в благополучие общества и сохранение экологической стабильности. Как можно об этом рассказать обществу? Для этого создан такой интересный инструмент бизнеса, как нефинансовая отчетность, где компания может представить «человеческое» измерение своей деятельности. Казалось бы, зачем бизнесу взваливать на себя дополнительные обязательства, ведь составление любой отчетности для крупной компании — задача, требующая значительных ресурсов. Но оказывается, что в итоге здесь можно приобрести больше, чем затратить. По словам управляющего директора по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Елены Феоктистовой, сегодня в мире прозрачность деятельности становится не просто признаком хорошего тона, а необходимым элементом в корпоративной культуре, без которого компании очень сложно представлять себя на рынках. Если нет достаточного количества информации о деятельности компании, то у партнеров и инвесторов не может быть доверия. Поэтому требования к отчетности растут год от года. Россия в этом отношении уже мало чем отличается от Запада.
— Крупные публичные российские компании проводят необходимые изменения в деятельности и отчетности,— поясняет Наталья Пономарева. Более быстро и качественно такие изменения проходят в негосударственных, частных компаниях, где активная позиция акционеров позволяет быть в одном измерении с европейскими и мировыми трендами.
По ее словам, выпущенный в 2018 году отчет об устойчивом развитии ЛУКОЙЛа отражает важнейшие составляющие этих трендов: наличие стратегии в области устойчивого развития, риски и систему риск-менеджмента, этику и права человека, ответственность в цепочках поставок. Так же отдельно в отчете отражена позиция компании по отношению к изменению климата и вовлеченности совета директоров в этот вопрос и как следствие — диверсификация активов в сторону возобновляемой энергетики.