Россия и мир | Взгляд
Вырваться из заколдованного круга
Поиск друзей должен прийти на смену поиску врагов
Один российский историк сказал мне: «Мировая история, как ни крути, это всего лишь бесконечный цикл состязаний сил и рас». Мне трудно с этим согласиться: ведь такой образ мыслей ограничен, у него нет горизонта, нет мечты и веры в прогресс. Воспринимать мировую историю как бесконечную борьбу человеческих амбиций, лишая себя возможности перехода к новому этапу цивилизации.— не является ли это мировоззренческой ошибкой, которая многих обрекает на движение по заколдованному кругу, Россию в том числе?
Развилки развития
Объем мировой валовой продукции тысячами лет рос очень медленно, поскольку новое богатство создавалось лишь за счет земледелия, ремесла и добычи ископаемых. Насколько медленно? Британский экономист Ангус Мэддисон сделал оригинальный подсчет в своей книге The World Economy: A Millennial Perspective. Оказывается, за период с 1 по 1820 год объем валовой продукции на душу населения во всем мире вырос только на 50 процентов! И все эти сотни лет лишь мизерное число людей, обладавших достаточным богатством, могло «осуществлять себя», то есть могло удовлетворять свои желания, мечты, самореализовываться.
Этот безысходный круг прервала лишь индустриальная революция, которая придала невиданное ускорение экономическому развитию. Согласно подсчетам Ангуса Мэддисона, объем валовой продукции на душу населения во всем мире вырос в восемь с половиной раз за период с 1821 по 1998 год. Дело в том, что в XIX веке, когда на Западе началась электрификация, а на смену паровым машинам пришел двигатель внутреннего сгорания, вслед за техническим и социальное развитие приобрело взрывной характер. Достаточно быстро выяснилось, что разработка, производство и дистрибуция меняющих облик цивилизации товаров создавали большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, тем самым формируя не ведомый никому прежде средний класс, со временем ставший основой индустриально развитого общества. Индустриализация, иными словами, создала возможность приобщиться к достижениям прогресса уже не единицам, а многим — массы людей смогли реализоваться, существенно изменив уровень жизни. Стоит отметить, что именно на фоне этих перемен в Западной Европе, начиная уже с XVII века, начали формироваться и новые ценности. Заговорили о необходимости свободы в удовлетворении своих нужд (философия Джона Локка), о стремлении к наибольшему счастью наибольшего числа индивидуумов (философия Иеремии Бентама), о равноправии между индивидуумами и государством (размышления Жан-Жака Руссо о демократии). Люди, принадлежащие к новому среднему классу, не просто восприняли, а стали осваивать эти ценности. И именно с той поры распространение человеческих прав стало синонимом прогресса, то есть продвижения вперед.