Культура|Сериал
Жизнь в розовой смете
Главный тренд наступающего телесезона — реалистические сериалы «про сегодня»; открывает сезон комедия «Ольга» на канале ТНТ 5 сентября. Обозреватель «Огонька» приветствует поворот к современности и злободневности, однако отмечает, что авторам еще далеко до настоящего реализма
Много дел у Волчка-Серого бочка, как писала когда-то Татьяна Толстая. У женщины Ольги (Яна Троянова), героини одноименного сериала, тоже много забот: на деньги, заработанные в косметическом салоне, она умудряется содержать почти взрослую дочь, малолетнего сына-школьника, а также лечить и выхаживать заблудшего отца-алкоголика; при этом еще и планирует летний отдых на заграничном курорте. Речь даже не том, сколько в среднем зарабатывает сегодня мастер в косметическом салоне и сколько составляют средние расходы на семью из четырех человек в Москве. Речь о том, что в сериале никто, по сути, кроме героини не работает, но при этом огромное экономическое хозяйство (каким и является семья, как сказал бы Энгельс) как-то вот функционирует «само собой». Это первородный грех постсоветского кино — оно никогда не задумывалось ни о деньгах, ни о труде как таковом; в результате важнейшие жизненные темы — зарплаты, расходы, долги, кредиты — в массовом кино и массовом сознании никак не отрефлексированы. В результате у второго-третьего постсоветского поколения сценаристов даже и мысли не возникает такой: а каков социальный и материальный статус героя, чтобы хотя бы приблизительно были сопоставимы его доходы и расходы?.. Этот вопрос вообще-то нужно решать еще до всякого сценария, потому что ошибка в фундаментальных расчетах приведет потом к перекосу всего здания.
Когда-то такие требования было глупо предъявлять сериалу: люди хотели красивой сказки, они ее получали и воспринимали сериал именно как «то, что не есть правда». Но теперь, в связи с новым трендом, который, собственно, ТНТ и задал — реалистический сериал с амбивалентными, сложными противоречивыми героями («Сладкая жизнь», «Измены», «Бедные люди»), с реалистическими ситуациями и реальными проблемами,— придется подумать и о жизненном правдоподобии, а не только о количестве любовников у героини или соленых словечках. Претензий к получившемуся телепродукту несколько. Прежде всего нет понимания, к какой социальной и культурной среде героиня относится. Сказать, что она «просто из народа» уже не получается: с 1991 года общество заметно разделилось и стратифицировалось: