Техника уступила еде
Объем интернет-торговли в России в 2024 г. вырос до 9 трлн руб. Но не весь сектор рос одинаково быстро
Рынок интернет-торговли в РФ в 2024 г. вырос на 41% почти до 9 трлн руб. Об этом «Ведомостям» заявил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По данным АКИТ, 97% всего объема рынка пришлось на онлайн-покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах. На трансграничную торговлю пришлось 3% (270 млрд руб.). Рост составил около 40%, подтвердил «Ведомостям» партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин. При этом в абсолютных цифрах он оценивает рынок в 10 трлн руб. «без учета кроссбордера». Данные АКИТ представляются несколько заниженными и гендиректору «Infoline-аналитики» Михаилу Бурмистрову (он говорит о 11,4 трлн руб.).
Почему растет
В целом же, как говорит глава совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров, росту рынка способствуют в первую очередь маркетплейсы. «Покупатель перестал искать товары «в интернете», он сразу идет в уже установленные на телефонах приложения», – утверждает он. По данным «Infoline-аналитики», в 2024 г. доля мультикатегорийных маркетплейсов выросла на 6,6 п. п. и превысила 66% от общих объемов интернет-торговли, а совокупная доля топ-10 крупнейших игроков на рынке онлайн-продаж превысила 81%.
Выросла доля онлайн-торговли и в ритейле в целом, говорят в АКИТ: 16,2% против 13,5% в 2023 г. и 11,6% в 2022 г. По оценке Бурмистрова, доля онлайн-продаж от оборота розничной торговли достигла 20,6% (+3,4 п. п. по сравнению с 2023 г.). Но он считает, что темп роста замедлился до 38% по итогам 2024 г. с 45% по итогам 2023 г. «Замедление совсем небольшое – и это, конечно, отличный результат для многотриллионного рынка», – говорит Вирин. Но он считает, что если делать поправку на инфляцию, то замедление рынка в 2024 г. становится заметнее – с 34% в 2023 г. до 28% в 2024 г.