Обеление с тенью сомнения
Власти говорят об идущем полным ходом обелении экономики, но эксперты, опрошенные РБК, указывают на минусы этого процесса — принудительный вывод бизнеса из тени может негативно влиять на экономический рост и доходы населения

Финансово-экономические власти России заявляют о продолжающемся процессе обеления российской экономики — об этом говорят Минфин и Минэкономразвития, ФНС отчитывается о растущей эффективности администрирования налогов, а Банк России — о снижении объемов теневых операций.
Под выводом экономики из тени понимается вовлечение неформальной или теневой деятельности в регулируемый оборот — как следствие затронутые процессом работники и бизнес начинают платить налоги и сборы, чего раньше избегали.
Обеление позволяет собирать в казну больше денег с экономических агентов, но имеет и обратную сторону — тормозит экономический рост, говорят экономисты, опрошенные РБК. Обеление зарплат — одна из причин падения реальных располагаемых доходов населения, признало Минэкономразвития.
Больше налогов в казну
С 2013 по 2017 год налоговые поступления в консолидированный бюджет (федеральный и региональные) выросли почти на 60%, хотя ставки основных налогов в этот период не менялись, говорится в аналитическом обзоре ФНС. В реальном выражении рост налоговых поступлений составил 19,9%, а накопленный за пять лет рост ВВП — лишь 1,2%, отмечает ведомство.
По оценкам ФНС, только в 2017 году около 390 млрд руб. поступило в бюджет исключительно за счет более качественного администрирования налогов. «Это дополнительные доходы, полученные благодаря работе налоговых органов по обелению экономики с использованием инструментов дистанционного цифрового контроля и мониторинга налоговой среды», — подчеркивается в обзоре. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что за январь—ноябрь 2018 года уже 407 млрд руб. поступлений было достигнуто за счет эффекта обеления.
Минфин заявляет, что в 2019 году работа по повышению собираемости налогов и улучшению их администрирования будет сконцентрирована в том числе на расширении базы зарплатных налогов с обелением теневых зарплат.
Высокие налоги на труд
Россию отличает высокая совокупная ставка налогов на труд — 36,4% от коммерческой прибыли предприятия среднего размера (данные ежегодного исследования Всемирного банка и PwC «Paying Taxes»). В мире этот показатель составляет в среднем лишь 16,1%. Для сравнения, в Казахстане ставка налогов на труд — 11,3%, в США — 9,8%, в Канаде — 12,6%, Германии — 21,5%, Великобритании — 10,8%.
Работник в России платит налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 13%, он удерживается работодателем при выплате зарплаты. Еще 30% с зарплат работодатель перечисляет в страховые фонды:
- 22% — в Пенсионный фонд России;
- 2,9% — в Фонд социального страхования;
- 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования.
В 2017 году Минфин предлагал провести так называемый налоговый маневр — повысить НДС с 18 до 22% и одновременно снизить ставку страховых взносов с 30 до 22%, чтобы сократить налоги на труд и мотивировать работодателей перестать платить зарплату в конвертах. Но впоследствии от идеи отказались, ограничившись только повышением НДС до 20%.