Что рассказывают о сарматах драгоценные находки из их захоронений

НаукаНаука

Могила культуры

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина идет выставка «Золото сарматских вождей». Многие ее из экспонатов впервые покинули Оренбургский историко-краеведческий музей, да и в целом экспозиция, представляющая сокровища из Филипповских курганов, впервые собрана в таком полном составе.

Сергей Сиротин, научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН, кандидат исторических наук. Записала Ольга Грибова

С середины первого тысячелетия до новой эры на территории евразийских степей доминирующие позиции занимают ираноязычные кочевники. Множество племен, сохраняющих свою культурную самобытность, происходящих из разных регионов и имеющих каждое свои этнографические особенности. Но есть и что‑то, что их объединяет: общий вектор развития — в том числе и культурного. К примеру, общей для этих кочевых племен отраслью было кочевое скотоводство, в условиях степи предполагающее большую подвижность. Отсюда и прочие сходства: всадническая культура, культ верховой езды, похожие представления о мироустройстве, религиозные представления, уровень развития социальных институтов.

Откуда взялись сарматы

Антропологические данные, собранные в разных регионах евразийской степи, дают ценный материал для сравнения. Так, комплекс сарматских племен не был по своему происхождению напрямую связан со скифами, они друг другу не родственники. Сарматы — это группа так называемых восточных европеоидов, их происхождение на сегодняшний день не совсем понятно. Есть мнение, что их предки про‑ исходят с южных территорий — Восточного Туркестана и Юго-Восточного Казахста‑ на. То есть для территории Южного Урала, Западного Казахстана и Поволжья они являются мигрантами. Так в результате миграций и взаимодействия различных этнокультурных компонентов сформировались племенные группы — носители сарматской археологической культуры.

Деревянная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Фонды Уфимского федерального исследовательского центра РАН

Закат сарматской культуры

Ко II–I веку до н. э. волна мигрантов (сарматов и примкнувших к ним азиатских племен) достигает Нижнего Дона, переходит его и устремляется в Днепро-Донское междуречье. Сарматские племена оседают на территориях Северного Кавказа, северного Причерноморья, Подонья и ВолгоДонского междуречья. К рубежу эр и I веку новой эры относится становление среднесарматской культуры, имеющей свои устойчивые особенности и отличающейся, в частности, богатыми погребениями и погребальным обрядом. В этот период о сарматах пишут античные авторы: теперь племена напрямую участвуют в военно-политических событиях региона и сталкиваются с античными городами и государствами Причерноморья.

Со II века н. э. в глубинах Азии происходят масштабные миграционные процессы, вылившиеся впоследствии в Великое переселение народов. К III–IV векам н. э., в результате новых масштабных миграций и связанных с ними потрясений, сарматские племена исчезают с военно-политической арены. Движение гуннов окончательно сметает сарматские племена, вытесняя их с традиционных мест обитания, частично уничтожив, частично включив в состав своей орды.

Литая серебряная фиала из Филипповских курганов

У ранних кочевников не было письменности. Античные же письменные источники дают о сарматских кочевых племенах лишь обрывочные, порой противоречивые и часто чересчур субъективные сведения, так что греко-римская письменная традиция не может служить основным источником для реконструкции истории племен ранних кочевников. Наиболее полные и достоверные данные о кочевых реалиях добываются на археологических раскопках. Кочевники долго не задерживались на одном месте и не образовывали долговременных поселений, поэтому ключом к понимаю их культуры являются погребальные памятники.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении