Главный ресурс России
Производить вакцины для людей и животных, редактировать геномы, создавать новые сорта овощей и фруктов с повышенной урожайностью и диетической специализацией, — для решения этих и многих других задач ученым нужны биоресурсные коллекции.
Биологические коллекции появились в России еще во времена Петра I. Сегодня в России зарегистрировано более 250 коллекций генетических ресурсов — сельскохозяйственных растений и гербарных фондов, животных и птиц (сельскохозяйственных, диких и лабораторных, зоологических и в живом разведении), промышленных и сельскохозяйственных микроорганизмов, культур клеток человека и животных. В XXI веке меняются системы менеджмента коллекций, методические подходы к их изучению, обновляются стандарты использования информационных и генетических технологий.
Кроме того, биоресурсным коллекциям требуется современное правовое регулирование, о чем сказал на одном из заседаний Совета по науке и образованию президент России Владимир Путин.
Растения, микробы и насекомые-вредители: ключ-замок Российские биоресурсные коллекции насчитывают тысячи образцов. В последние годы они объединяют свои усилия, взаимодействуя по сетевому принципу, и руководствуются в работе едиными рекомендациями и международными операционными стандартами.
Одной из первых была создана сетевая биоресурсная коллекция в области генетических технологий для сельского хозяйства. При поддержке Министерства науки и высшего образования России она объединила на базе ведомственной коллекции Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии (ВНИИСХМ) коллекционные образцы 14 научных институтов Отделения сельскохозяйственных наук РАН и насчитывает теперь более 20 тыс. единиц хранения.
«Взаимодействие микробов и растений хранит в себе огромный резерв повышения урожайности и одновременно минимизации экологического риска в современном земледелии,— считает научный руководитель ВНИИСХМ, академик РАН Игорь Тихонович.— Между генетическими системами микробов и растением-хозяином складываются симбиотические отношения. Описание генетических ресурсов растений и, соответственно, микроорганизмов может быть полным только на фоне их взаимодействия, ведь без понимания функции генов симбиоза генетический контроль за растением затруднен». Игорь Тихонович подчеркивает, что для сравнения результатов исследований и продолжения этих работ нужны коллекции микроорганизмов, а будущее — за пополнением коллекций уникальными образцами почв и редких микроорганизмов.
Академик Тихонович — создатель теории симбиогенетики, которая рассматривает гены и геномы не отдельного организма, а надорганизменных генетических систем (к примеру, растения и их симбионты-бактерии) как единое целое. На этой основе в России создаются современные органические удобрения, за которыми уже охотятся коммерческие компании. Его ученики работают с генетическими системами бактерий и растений.