Бифштекс в форме таблетки
Если бы ученый-химик, живущий на рубеже XIX–XX веков, каким-то чудом перенесся в наши дни, его сильно порадовали бы этикетки продуктов в супермаркете. Каких только химических соединений нет в их составе! Идея изготовления пищи промышленным способом, рожденная индустриальной революцией, еще не до конца воплотилась в жизнь, но цель уже близка, подумал бы он.
Из неживого в живое
До начала XIX века в химии господствовала теория витализма, согласно которой органические вещества способны производить только животные и растения, обладающие особенной «жизненной силой». Следовательно, превращение неживого (неорганических соединений) в живое (органические соединения) невозможно. Это убеждение опроверг немецкий химик Фридрих Велер, описавший в 1828 году синтез мочевины (органическое соединение) из цианата аммония (неорганического вещества).
Следующие достижения органического синтеза были связаны с созданием искусственных красителей. В 1842 году профессор Казанского университета Николай Зинин получил из нитробензола органическое вещество, которое он назвал бензидамом (год спустя была доказана тождественность этого вещества анилину). В 1856 году 18‑летний студент лондонского Королевского химического колледжа Уильям Перкин синтезировал мовеин — первый синтетический краситель — и на следующий год организовал его промышленное производство.
Фабричная еда. «Как химик, я убежден в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры, т. е. на особых фабриках и заводах». Дмитрий Менделеев
В 1868 году немецкие физики Карл Грабе и Карл Либерман, работавшие на химическую компанию BASF, открыли способ изготовления красителя ализарина из антрацена, получаемого из каменноугольной смолы. Ализарин был известен человечеству уже несколько тысячелетий (например, им была окрашена одежда, найденная в гробнице фараона Тутанхамона). Его извлекали из корней марены красильной. В середине XIX века в европейских странах площади посевов этого растения измерялись тысячами гектаров, к концу века в связи с ростом популярности искусственных красителей марену практически перестали возделывать.
В 1870 году немецкий химик Адольф фон Байер синтезировал краситель индиго, который ранее получали из растений рода индигоноски.
Логично было предположить, что если из неорганических веществ можно синтезировать органические красители, то возможен и подобный синтез пищевых продуктов. В 1877–1878 годах уроженец Тамбова Константин Фальберг, работавший под руководством профессора Айры Ремсена в американском университете Джона Хопкинса, обнаружил, что синтезированное им новое вещество орто-сульфобензимид имеет очень сладкий вкус. В 1884 году Фальберг получил патент на это вещество, получившее торговое название сахарин.
В апреле 1894 года французский физико-химик Пьер Эжен Марселен Бертло впервые огласил теорию грядущего замещения продукции сельского хозяйства синтетической едой, произведенной из неорганических соединений. В сентябре того же года Бертло опубликовал статью на эту тему в журнале McClure’s Magazine. Приводя в пример историю с ализарином и индиго, промышленное производство которых свело на нет культивирование растений, из которых получали эти красители, Бертло предрекал, что подобное произойдет и с другим сельскохозяйственными культурами: «Поля, облик которых сейчас обезображен сельским хозяйством, будут облагорожены, восстановят свой естественный покров, а вся земля станет огромным парком отдыха, а химик — великим хранителем человеческой расы».
Бертло утверждал, что настанет день, когда каждый человек будет иметь в своем распоряжении необходимые составляющие завтрака, обеда или ужина — белки, жиры, углеводы, специи. Все это будет производиться в неограниченных количествах, продукты будут стоить дешево, в них не будет болезнетворных микробов. Химия произведет всемирную революцию, масштабы которой невозможно представить. Человечество станет добрее и гуманнее, так как прекратит уничтожать живых существ. Человеческая раса будет наслаждаться изобилием, наступит золотой век.