Современная реставрация произведений искусства требует научного подхода

Наука и жизньКультура

Реставрация — искусство или наука?

В октябре в Москве завершает работу выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля». Реставрационные мастерские были созданы в Кремле в 1963 году. С тех пор специалисты по темперной и масляной живописи, по металлу, тканям и бумаге — мастера высочайшего уровня — спасли от разрушения многие сотни бесценных изделий. Выставка представила достижения кремлёвских мастеров за последние пять лет.

На вопрос, вынесенный здесь в заголовок, можно ответить, заменив разделительное «или» на объединяющее «и». Современная реставрация произведений искусства требует научного подхода.

Кубок. Аугсбург, 1640—1645. Мастер Давид I Швестермюллер.

Мастер использовал три драгоценных материала: золочёное серебро, слоновую кость и полихромные эмали.

Скульптурное навершие на крышке, выполненное в виде фигурки древнеримского воина, было повреждено. Его восстановили с помощью лазера. Костяная накладка на круглом основании изображает борьбу диких зверей. Кость пропитана консервирующим раствором. Реставратор В. А. Вычужанин.

Шлем. Западная Европа, после 1563 — до 1590(?).

Считается, что «шелом» был привезён литовским посольством 1590—1591 года. Во время пожара 1737 года «шапка чеканная, золочёная» сильно пострадала; при последующих неудачных чистках уничтожена значительная часть позолоты. Реставраторы с помощью лазера очистили металл от ржавчины и органических повреждений, выправили деформации поверхности, разрывы и трещины укрепили с помощью аппарата лазерной сварки. Реставратор В. А. Вычужанин.

Рюмка. Москва, фирма Овчинникова, 1908— 1917.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении