А. А. Берлин — один из создателей научной школы по химической физике полимеров

Наука и жизньНаука

Идеи, теории и полимеры

Академик Александр Александрович Берлин. Фото: ras.ru

Александр Александрович Берлин — один из создателей научной школы по химической физике полимеров. Результатом его более чем полувековой работы в Химфизике стал ряд фундаментальных и прикладных исследований по кинетике, термодинамике и механизмам процессов полимеризации, по макрокинетике сверхбыстрых химических процессов, деструкции и горению полимерных материалов, а также по механизмам разрушения и прочности полимеров, армированных и наполненных композиционных материалов. Академик А. А. Берлин продолжает заниматься исследованиями полимеров и генерировать новые идеи, но при нынешнем состоянии отечественной науки не видит возможности воплотить их в жизнь.

В Институт химической физики я пришёл в 1961 году, ещё студентом Физтеха. Скоро 60 лет, как я тут работаю, из них 20 лет, причём далеко не самых простых, был директором.

По образованию я физик, а работать всю жизнь пришлось на стыке двух наук — физики и химии. Я люблю шутить, что химическая физика — это когда человек не знает ни химию, ни физику. Но если серьёзно, удалось выполнить ряд важных исследований, позволивших понять, как происходит образование и деструкция полимеров и как сделать полимерные материалы более прочными и устойчивыми, в том числе к горению.

Трубка вместо реактора

Многие из фундаментальных работ имели прикладное значение; например, мы создали реактор для быстрых химических процессов. Началось это так. В Уфе, в Башкирском государственном университете, кафедрой полимеров заведовал профессор Карл Самойлович Минскер. Как-то он приехал консультироваться к академику Николаю Сергеевичу Ениколопову, моему научному руководителю ещё со времён дипломной работы. Тот сказал: мне некогда, вон у меня есть Берлин, с ним поговори. Мы с Минскером подружились и много лет совместно работали. Он занимался, в частности, различными практическими делами на заводах, внедрял разного рода разработки. В советское время это было возможно.

Как-то на заводе Салаватского нефтехимического комбината возникли проблемы с процессом получения олигомеров изобутилена: упало качество продукта и производительность реактора. Директор завода, друг Минскера, попросил его помочь, а он пригласил меня. Мы поехали на завод. Там стояли огромные реакторы в два этажа, объёмом несколько кубов. Стали разбираться, смотреть кинетику процесса и выяснили, что сама химическая реакция идёт очень быстро, а большой реактор нужен просто для того, чтобы тепло отводить. Сделали реактор из трубочек небольшого диаметра, и производительность стала выше, чем у большого реактора. Причём директор поставил эти трубочки внутрь большого реактора, чтоб их не было видно. Иначе бы пришлось всё долго оформлять, объяснять. А так — вроде как и нет ничего, а производительность резко выросла, и план выполняется. С этого случая начались наши работы по химическим реакторам. Их потом было немало.

С этими реакторами-трубками связано несколько анекдотических историй. Например, такая. На заводе в Сумгаите, где осуществлялся точно такой же химический процесс, прокорродировал реактор. Заказали новый реактор в Ленинграде, но пока его изготовят… А план надо выполнять сейчас. В какой-то газете написали про наш реактор, на заводе прочли и позвали нас на свой техсовет. Мы приехали. Выступили. Они не верят — да не может быть, вы, наверное, врёте. Мы говорим: возьмите вот эту трубочку, попросите сварить вот таким образом и попробуйте, получится или нет. Они отвечают — нет уж, привезите нам готовую. И мы эту трубочку везли из Уфы на поезде. Установили — процесс идёт. Потом доставили новый реактор — большой, из Ленинграда. Положили на территории завода, и с него тут же умельцы сняли все блестящие части, всё украли, что можно было. Так в советское время тоже бывало, увы. А тут проверка — хозпартконтроль: реактор, который стоит миллионы рублей, просто так валяется! За такое могли посадить. Встречает нас механик, уходите, говорит, ужас, что происходит. Ну, мы уехали. Через какое-то время приезжаем снова — механик весёлый. Мы, говорит, этот большой реактор поставили. А трубочку вашу рядом прикрепили, и всё идёт через неё. Работает прекрасно! План перевыполняем! На этом всё успокоилось. А механик был очень доволен, потому что с большим реактором ему возиться приходилось, а с маленьким не было никаких проблем. У него освобождалось много времени, и он на кладбище варил решётки. Прибыльный был бизнес.

Продолжением работы с заводскими реакторами стало создание теории макрокинетики быстрых реакций в турбулентных потоках. Люди, которые проектировали реакторы, думали, что химическая реакция протекает медленно, а она шла очень быстро. В то время было недостаточно информации по кинетике химических процессов, а мы разработали теорию, разобрались, модифицировали свой реактор и начали его внедрять в других технологических процессах. Чтобы проводить химическую реакцию, мы искусственно создавали турбулентные потоки, а потом уже в этих условиях получали нужный результат. За это мы получили премию — сначала Правительства Татарстана, поскольку там мы внедряли свою разработку в производство каучуков, а потом уже Правительства Российской Федерации.

Чтобы из искры не возгорелось пламя

Другая наша работа касается разработки теории и практики снижения горючести полимерных материалов. В своё время у нас были хорошие самолёты типа Ту-104. Чем они были хороши? Россия всегда славилась планерами, аэродинамикой, двигателями. А что было плохо — так это интерьер самолёта. Он не соответствовал международным правилам пожаробезопасности.

Курировал работы по материалам для авиации академик Кузьма Андрианович Андрианов. И вот он сказал: а займитесь-ка вы в Химфизике горением полимеров с тем, чтобы создать негорючие полимерные материалы. Мы занялись — и кое-что сделали в этом направлении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зимний букет Зимний букет

Я хорошо помню то утро, когда мир дрогнул и начал разваливаться

Наука и жизнь
Ульф Нильсон: «Смерть — табу для взрослых, но не для детей» Ульф Нильсон: «Смерть — табу для взрослых, но не для детей»

Как стать детским писателем, и какие темы волнуют любого ребенка?

Psychologies
Перед большим полётом Перед большим полётом

Совсем недавно орнитолог Григорий Ерёмкин пригласил меня в гости к журавлям

Наука и жизнь
За милых дам! За милых дам!

Катя Гордон поделилась, как предсказала развод Кержаковых и мирила Грачевских

StarHit
Вселенная известная и неизвестная Вселенная известная и неизвестная

Некоторые вопросы об устройстве Вселенной уже имеют ответы

Наука и жизнь
Пища для ума Пища для ума

Размышляем, как в еде подружить новые нормы и собственные вкусы

Grazia
«Зелёные русалки» наших вод «Зелёные русалки» наших вод

Кувшинка, словно сказочная наяда, являет себя миру, удивляя красотой

Наука и жизнь
Как носить пальто зимой: 5 удачных и 5 неудачных примеров звезд Как носить пальто зимой: 5 удачных и 5 неудачных примеров звезд

Звезды показывают, как стоит и как не стоит носить пальто в этом сезоне

Cosmopolitan
Фтор: разрушающий или созидающий? Фтор: разрушающий или созидающий?

Написать эту заметку меня побудило желание рассказать об удивительном элементе

Наука и жизнь
Искусство удивлять Искусство удивлять

Екатеринбург стал заметной точкой на карте мирового современного искусства

Grazia
Чай по-менделеевски Чай по-менделеевски

Кулинарные истории

Наука и жизнь
Дома тепло: как эффективно обогреть помещение Дома тепло: как эффективно обогреть помещение

Переждать зиму будет проще, если в доме тепло

Популярная механика
Либерал эпохи сталинизма Либерал эпохи сталинизма

Отец Виктора и Андрея Ерофеевых был успешным советским дипломатом

Дилетант
По дружбе: как бартерные отношения помогают выживать российской культуре По дружбе: как бартерные отношения помогают выживать российской культуре

Разбираемся, как устроен дружественный бартер в российской культурной жизни

Forbes
Настройки яркости Настройки яркости

7 способов прокачать в себе харизму

Лиза
10 сложнейших математических задач, которые остаются нерешенными 10 сложнейших математических задач, которые остаются нерешенными

Есть несколько математических задач, не поддавшихся до сих пор никому

Популярная механика
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
От войны до войны От войны до войны

В каких условиях была выстроена советская медицина

Дилетант
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
Актриса из «Железного человека» рассказала, как инвестирует с доходностью до 3600% Актриса из «Железного человека» рассказала, как инвестирует с доходностью до 3600%

Актриса Оливия Манн оказалась активным инвестором

Forbes
Зубная паста – каждому своя Зубная паста – каждому своя

Стоматологи не рекомендуют покупать одну пасту для всех членов семьи

Здоровье
5 мифов о еде: диеты, алкоголь и соль 5 мифов о еде: диеты, алкоголь и соль

То, что нам рассказывают о еде, не всегда оказывается правдой

Популярная механика
Какие цвета в одежде полнят, а какие делают стройнее: рассказывает стилист Какие цвета в одежде полнят, а какие делают стройнее: рассказывает стилист

Какие оттенки помогут тебе выглядеть стройнее?

Cosmopolitan
Исправить самооценку Исправить самооценку

То, как мы относимся к себе, влияет на наше самочувствие

Psychologies
Регулировщик на орбите: как стартап из Калифорнии предотвращает космические ДТП Регулировщик на орбите: как стартап из Калифорнии предотвращает космические ДТП

Компания LeoLabs монетизирует разработки стэнфордских ученых

Forbes
Ушли со скандалом: самые громкие вылеты из «Дома-2» Ушли со скандалом: самые громкие вылеты из «Дома-2»

О самых скандальных уходах героев проекта «Дом-2»

Cosmopolitan
CR7, Jeep и азиаты: как автопроизводители меняют футбол CR7, Jeep и азиаты: как автопроизводители меняют футбол

Почему топ-клубы работают с автомобильными брендами и как это влияет на спорт

РБК
Скупой рыцарь Скупой рыцарь

Твой спутник жадина? Рассказываем, что делать

Cosmopolitan
Александр Раппопорт — о российской гастрономии и новых проектах Александр Раппопорт — о российской гастрономии и новых проектах

14 октября состоялось техническое открытие нового греческого ресторана

РБК
Как мы живем на 140 тысяч в месяц: молодая семья с младенцем и ипотекой Как мы живем на 140 тысяч в месяц: молодая семья с младенцем и ипотекой

Легко ли выжить молодой семье в Москве на одну зарплату мужа и декретные

Cosmopolitan
Открыть в приложении