Как экспорт культурных ценностей помогает российским бизнесменам вести бизнес

ForbesБизнес

Искусная отмычка

Зачем российские бизнесмены поддерживают выставки современного русского искусства за рубежом и как экспорт культурных ценностей помогает им вести бизнес.

Текст: Яна Жиляева

Владимир Путин открывает выставку «Россия!» в музее Гуггенхайма. Нью-Йорк, 2005. Меценат — Владимир Потанин

Несколько лет назад в дни архитектурной биеннале в Венеции Николас Ильин, русский культуртрегер, директор по корпоративному развитию в Европе и на Ближнем Востоке Фонда Гуггенхайма (сейчас он советник директора Государственного Эрмитажа), принимал гостей на традиционном ужине фонда на крыше палаццо Пегги Гуггенхайм. Один из приглашенных Ильина, российский бизнесмен Сергей Гордеев (№55 в списке Forbes), меценат выставки в МоМА, пришел сильно навеселе, нарушив несколько правил ужина с рассадкой: не надел смокинга и привел с собой двух знакомых. Эта оплошность обошлась Гордееву в тот вечер в миллион долларов.

«Вообще-то Сергей не пьет, — рассказывает Ильин, — но не в тот раз. Он достал маленький старый телефон Nokia: «Смотри, Ник, какое у меня есть искусство!» А экран такого размера, что ничего там не разглядишь. «Слушай, Сережа, пей и молчи. Сходи вниз, в музей, посмотри на искусство». Совет сработал. Но к десерту Гордеев вновь заговорил. «Я, — сказал он, — самый богатый человек на этой террасе!» Ильин отвечал по-отечески снисходительно: «Сережа, умоляю тебя, выпей еще и заткнись!» — «Нет, я точно знаю, я самый богатый». — «Ну ладно, давай поспорим». Гордеев поставил миллион долларов. За столом — восемь свидетелей. За спиной Гордеева — главный стол, директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренс и его гости. Спиной к спине русского бизнесмена — шейх из Абу-Даби. Гордеев его не заметил. Увидев шейха, понял: проиграл. Эту историю Forbes подтвердили еще два свидетеля. Ильин говорит, что неделю спустя на счет фонда пришел перевод — $1 млн.

Инсталляция Олега Кулика «Космонавт». Выставка «Россия!» в музее Гуггенхайма в Бильбао. Март 2006-го

«Когда мы, бывшие босоногие дети из-за железного занавеса, захотели отстраиваться в европейском обществе, оказалось, что удивить материальным достатком довольно сложно, а вот вовремя рассказанная за бокалом вина пара-тройка историй про то, что есть другие формы жизни, действительно производит впечатление. Русское искусство — как раз такая универсальная отмычка», — говорит предприниматель Андрей Чеглаков, в меценатской истории которого и поддержка театра «Практика», и книгоиздательские проекты, и фестивали классической музыки во Франции и Швейцарии. Сейчас Чеглаков и его фонд AVC Charity активно участвуют в обновлении Государственного музея современного искусства — коллекции Георгия Костаки в Салониках.

«Жить в мировой столице и быть вне общества — глупо», — рассказывает коллекционер современного русского искусства, меценат Игорь Цуканов. Tsukanov Family Foundation поддерживает проекты Королевской оперы Лондона, студенческие обмены между Россией и Великобританией и с 2012 года проводит серию выставок современного русского искусства в галерее Saatchi. «Самый простой способ войти в общество, на мой взгляд, заняться филантропией, поддержать культурные проекты, — говорит он. — За всю свою предыдущую жизнь я не встречал столько интересных людей, сколько узнал за несколько лет в культуре».

Инсталляция группы «Синие носы» «Ленин, переворачивающийся в гробу». Выставка «Россия!» в Бильбао

Русское незнакомое

В 2012 году Королевская академия отказалась проводить выставку Виктора Попкова, которую организовывал совместно с РОСИЗО фонд предпринимателя, коллекционера и мецената Андрея Филатова (№93 в списке Forbes) Art Russe (ранее Арт-фонд семьи Филатовых). Ретроспектива Виктора Попкова в Лондоне все же прошла, но на другой площадке, в Сомерсет-хаусе, в 2014 году, побывав до этого в Академии художеств в Москве и в Венеции, в выставочных залах университета КáФоскари. «В конечном итоге судьба правильно распорядилась: концепция Сомерсет-хауса полностью соответствовала нашему проекту. Variety Fair отнес выставку к пяти основным событиям, происходившим тогда в Лондоне», — говорит Андрей Филатов. В 2015 году Филатов организовал выставку «Наследие Второй мировой войны в русском искусстве» в галерее Saatchi. А в 2016 году его фонд открыл постоянную экспозицию русского искусства в замке Бьюле в Южной Англии.

«Ротируя, мы показываем там работы из собрания Art Russe. Фонд изначально задумывался как проект популяризации русского искусства XX века за пределами России. Мне всегда был интересен этот период. Как все дети в СССР, я вырос на картинах наших художников. Возможность покупать картины появилась после IPO Globaltrans. Начиная с 2008 года мы активно общались с западными банкирами и фондами. Я был удивлен, что про советский период русской живописи за пределами России никто ничего не знает. Исключение — русский авангард, неформальное искусство и три-пять имен эмигрировавших художников. Формируя собрание фонда Art Russe, мы стремились собрать работы, которые отражали бы историю и тенденции самого продуктивного столетия русского искусства — от Ильи Репина и Михаила Врубеля до Мая Данцига и Гелия Коржева. Этот период дал плеяду талантливейших мастеров, с колоссальной академической школой, очень разных по жанрам и тематике, имена которых за рубежом знает только узкий круг специалистов. Именно поэтому в рамках работы фонда мы издаем книги, ведем собственный выставочный проект и поддерживаем чужие. Чтобы люди за пределами России больше узнали о русском изобразительном искусстве», — рассказывает Филатов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Воздушные гонки: из фантастики в реальность Воздушные гонки: из фантастики в реальность

В 2020 году должны пройти первые гонки летающих автомобилей

Популярная механика
Каучуковое свойство Каучуковое свойство

Михаил Сутягинский пытается развернуть высокотехнологичный бизнес в России

Forbes
Максим Перельман: Глобальный нефтяной сектор выбирает российские технологии Максим Перельман: Глобальный нефтяной сектор выбирает российские технологии

Почему саудиты заинтересовались разработками инженеров нефтяного машиностроения

СНОБ
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
«Джокер»: человек, который смеется «Джокер»: человек, который смеется

Режиссер рассказывает историю одного безумия, заставляя сочувствовать герою

Psychologies
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Как превратить стресс в преимущество Как превратить стресс в преимущество

Стресс называют причиной проблем со здоровьем, но обойтись без него невозможно

Psychologies
Драма рубля Драма рубля

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Как одеваются итальянки в 40, 50 и 60 лет —секреты стиля в любом возрасте Как одеваются итальянки в 40, 50 и 60 лет —секреты стиля в любом возрасте

Fashion-секреты главных итальянских звезд в нашем материале

Cosmopolitan
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
5 кинопар, у которых есть чему поучиться 5 кинопар, у которых есть чему поучиться

У героев современных фильмов ценности уже не те, что в старых кинолентах

Лиза
Роскошь передвижения Роскошь передвижения

Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив

Forbes
Как воспитать ребенка-оптимиста Как воспитать ребенка-оптимиста

Способны ли мы привить детям позитивное отношение к миру

Psychologies
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
130 км/ч, права по-новому и штрафы от города: водителей ждут перемены 130 км/ч, права по-новому и штрафы от города: водителей ждут перемены

О важных изменениях в области дорожного движения

РБК
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Как расхожие выражения вредят нашему здоровью Как расхожие выражения вредят нашему здоровью

Нужно быть очень внимательными к тому, что мы говорим, чтобы не навредить

Psychologies
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Жоэль Диккер: Исчезновение Стефани Мейлер. Отрывок из книги Жоэль Диккер: Исчезновение Стефани Мейлер. Отрывок из книги

Жоэль Диккер написал новую книгу «Исчезновение Стефани Мейлер»

СНОБ
В хорошей форме В хорошей форме

Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин страны — $9,9 млрд

Forbes
Между Европой и Россией: Калининград в 12 кадрах Дмитрия Маркова, снятых на iPhone 11 Pro Между Европой и Россией: Калининград в 12 кадрах Дмитрия Маркова, снятых на iPhone 11 Pro

Как снимает iPhone 11 Pro: показывает известный фотограф Дмитрий Марков

Esquire
Жизнь по календарю Жизнь по календарю

Приложение-трекер для репродуктивного здоровья Flo инвесторы оценили в $230 млн

Forbes
Три типа родителей, которые мешают своим детям повзрослеть Три типа родителей, которые мешают своим детям повзрослеть

Как подготовить своих детей к взрослой жизни

Forbes
Свои парни Свои парни

Ставка на прорабов сделала «Петровича» крупнейшим продавцом стройматериалов

Forbes
Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться? Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться?

Их называют «бродячими студентами» или «странствующими студентами»

Psychologies
Инструмент капиталиста Инструмент капиталиста

Как производитель болтов и шарниров превращается в технологического гиганта

Forbes
5 мифов о еде: диеты, алкоголь и соль 5 мифов о еде: диеты, алкоголь и соль

То, что нам рассказывают о еде, не всегда оказывается правдой

Популярная механика
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
В жанре романа. О Севастополе В жанре романа. О Севастополе

Город Севастополь никого не оставляет равнодушным

Лиза
Открыть в приложении