О чем пишут научно-популярные журналы мира
Права животных и их сознание
Чуть ли не каждый философ считает себя обязанным дать определение того, что такое сознание. Но все определения содержат слово «человек». В апреле 2024 года в университете Нью-Йорка прошла однодневная конференция на тему «Возникающая наука о сознании животных», организованная несколькими биологами, философами и психологами. Как сообщает американский журнал «Quanta Magazine», под предложенной участниками конференции «Декларацией о сознании у животных» на 19 апреля 2024 года поставили свои подписи 89 специалистов из самых разных областей науки, от зоологии до философии и социологии. Декларация из трёх пунктов констатирует, что присутствие сознания у млекопитающих и птиц уже несомненно, что наличие сознания у всех позвоночных, включая пресмыкающихся, амфибий и рыб, и многих беспозвоночных, хотя бы у насекомых, десятиногих ракообразных и головоногих моллюсков, как минимум вполне возможно. И последний пункт заявления гласит, что поскольку возможность сознательного восприятия действительности животными вполне реальна, было бы безответственно её игнорировать при принятии решений относительно этих животных.
Так, два года назад в трудах Королевского общества Великобритании опубликована статья французских, американских и британских биологов, обнаруживших у каракатиц память на то, где, когда и чем их кормили, а также какая еда была вкуснее. Питер Годфри-Смит, сотрудник Сиднейского университета (Австралия), нашёл сознание и интеллект у осьминогов. Японские ихтиологи показали, что рыбка Labroides dimidiatus узнаёт себя в зеркале. Попугаи кеа любят посмеяться в дружеской компании, а ведь чувство юмора — одно из важных проявлений сознания. Оно свойственно также воронам-свистунам и волнистым попугайчикам (см. «Наука и жизнь» № 4, 2023 г., стр. 79). Мушки дрозофилы, будучи в одиночестве, едят больше, а спят меньше, что свойственно и людям. Американские речные раки, подвергнутые стрессу (слабым электрическим ударам), усиливают выработку гормона серотонина, как происходит и у человека в стрессовой ситуации. Причём успокоительные таблетки элениум помогают ракам прийти в себя. Шмели, которым предложили мелкие деревянные шарики, с удовольствием начали играть с ними во что-то вроде футбола. Хотя мозг шмеля содержит всего около миллиона нейронов, тогда как у человека их порядка 86 миллиардов! Примеры можно множить и множить.
Авторы декларации подчёркивают, что мало предотвращать страдания животных, содержащихся человеком, оберегать их от физической боли и дискомфорта... Мы обязаны предоставить им различные возможности выражать и использовать свои инстинкты, исследовать окружающую среду, участвовать в социальных системах, свойственных данному виду.
После того, как Лондонская школа экономики и политических наук опубликовала научный труд о том, что осьминоги, крабы и омары чувствуют боль и обладают самосознанием, в Великобритании приняли решение распространить действие закона о благополучии животных на ракообразных и на головоногих моллюсков. Сейчас науке ясно, что и беспозвоночные способны чувствовать боль. Наверняка омара следует считать более наделённым самосознанием, чем креветку, но это не значит, что креветок можно варить, бросая в кипяток живыми.
Последствия признания сознания у широкого разнообразия животных, особенно таких, интересы которых мы не привыкли брать во внимание, не столь просты. Например, говорит Годфри-Смит, наши отношения с насекомыми неизбежно всегда останутся во многом антагонистичными. Некоторые насекомые поедают выращиваемые нами культуры, комары нередко переносят болезни. Идея о том, что мы можем заключить своего рода мир с комарами, весьма отлична от того, чтобы позаботиться о правах осьминогов. Видимо, насекомые, проникающие в наши дома без нашего согласия, должны ожидать другого отношения, чем, скажем, цикады, которых японцы часто содержат дома, чтобы слушать их пение. Специалист по основам сознания Матильда Гиббонс (университет Пенсильвании, США) подчёркивает, что слишком мало внимания уделяется таким насекомым, как дрозофилы, широко используемым в биологических опытах. Мы заботимся о крупных животных, кроликах и мышах, подвергаемых исследованиям, но о благополучии насекомых никогда не думаем. Хотя в научной практике созданы некоторые стандарты нормального содержания лабораторных мышей, неясно, будут ли введены новые стандарты по отношению к экспериментальным насекомым. Если проецировать ситуацию в будущее, нельзя не вспомнить, что уже идут споры о возможности возникновения сознания у систем искусственного интеллекта. Современные такие системы вряд ли могут обрести сознание, но подумать об этом необходимо уже сегодня.