Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший

Московский физико-технический институт (МФТИ) был основан в 1946 г. как физико-технический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Хотя МФТИ и получил статус автономного вуза еще в 1951 г., но среди сотрудников и студентов по-прежнему принято называть институт Физтехом, а его воспитанников – «физтехами».
МФТИ позиционирует себя как ведущий технический вуз страны. Сторонние оценки говорят в пользу этого утверждения: Физтех с 2013 г. входит в первую тройку рейтинга ведущих вузов России по версии агентства RAEX, а в 2025 г. институт занял 1-е место в аналогичном рейтинге Forbes.
По словам ректора МФТИ и экс-министра образования и науки (2012–2016 гг.) Дмитрия Ливанова, около 50% студентов Физтеха сразу после окончания обучения уходят в науку. Но есть в числе выпускников МФТИ и заметные предприниматели: акционеры горно-металлургической компании «Евраз» Александр Абрамов и крупнейшего в мире производителя титана «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков, основной владелец фармацевтической группы «Протек» Вадим Якунин и др. Все в рейтинге российских миллиардеров по версии Forbes 2025 г.
Выпускники Физтеха после запуска собственного бизнеса нередко начинают преподавать в МФТИ, как, например, председатель совета директоров группы компаний «Химрар» Андрей Иващенко. При этом Физтех нацелен готовить новые технические кадры для страны еще со школы. По словам Ливанова, с сентября 2026 г. в российские школы начнут массово внедрять разработанные вместе с институтом учебники углубленного уровня по физике, математике, информатике, химии и биологии.
В интервью «Ведомостям» Ливанов рассказал о новых запросах работодателей к инженерам и IT-специалистам, сложностях международного научного взаимодействия в условиях санкций и объяснил, зачем государству понадобилось регулировать объем платных мест в российских университетах.
– С 1 сентября 2025 г. правительство начнет контролировать количество платных мест в вузах. К каким результатам может привести такая мера?
– Цель этого закона состоит в ограничении сектора некачественного высшего образования. То есть деятельности псевдовузов, которые занимаются продажей дипломов за деньги, – это было крайне распространено в 1990-е гг. Сам помню: я жил тогда в районе Никитских Ворот (площадь в Москве. – «Ведомости»), и в одной из подворотен был вход в подвал. И на этом входе висела вывеска «университета», который с точностью до смешения назывался как МГИМО (Московский государственный институт международных отношений. – «Ведомости»). К счастью, сейчас этого гораздо меньше, но все равно много. И я думаю, что инициатива Минобрнауки нацелена на то, чтобы наконец закончить торговлю дипломами.
Здесь хочу специально оговориться: я полностью поддерживаю свободу предпринимательства. Я понимаю, что частные университеты зарабатывают деньги, но нельзя это делать за счет обмана людей. И, кстати, у нас есть хорошие частные университеты. Некоторые из них в своих учебных направлениях являются гораздо более продвинутыми, чем большинство государственных. Поэтому здесь вопрос не в дихотомии «частный или государственный». Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший. Но так называемый университет «Синергия», например, – это просто массовый обман людей. Эта деятельность не имеет отношения к образованию – скорее к сфере досуга, так же как работа цирков или зоопарков. Если люди готовы за это заплатить – пожалуйста, но не надо это называть образованием, это совсем другое. Таким «университетам» не надо давать лицензии и государственные аккредитации, а выданные следует максимально быстро отобрать.
Некачественные, халтурные программы есть и в частных, и в государственных вузах. Масса государственных технических университетов, например, заняты подготовкой в области экономики, юриспруденции, дизайна, актерского мастерства, социологии, журналистики, политологии, лингвистики и т. д. И есть подозрение, что, мягко говоря, не везде такие непрофильные программы умеют преподавать хорошо.
У человека с дипломом о высшем образовании есть ожидания, что рынок труда его высоко оценит. А когда за этим дипломом не стоит никаких реальных компетенций и профессионализма, то у такого выпускника возникает фрустрация и разочарование в жизни. Когда таких людей сотни тысяч, наверное, это не очень хорошо, это уже социальная проблема.
– Зачистка вузовской сети под эгидой борьбы за качество образования уже проводилась в 2013– 2019 гг., когда на 30% уменьшилось количество головных университетов и еще на 70% – их филиалов. На ваш взгляд, контроль платных мест приведет к таким же масштабам сокращения числа учреждений?
– Я уверен, что вузы не будут массово закрываться. Помимо уже относительно немногочисленных «фабрик дипломов» есть просто некачественные программы государственных университетов, которые надо закрыть. Это не значит, что университет закроется. В целом сейчас нет такой остроты этой проблемы, как 10–15 лет назад.
Задача образования – дать каждому ребенку ресурс для развития таланта
– Количество сдающих ЕГЭ по физике в этом году выросло. Повлияло ли это на приемную кампанию в Физтехе в 2025 г.?
– Мы довольны результатами приема. На бюджетные места принято 1092 человека, их средний проходной балл составил 97,6. Это ниже прошлогоднего показателя на 0,5 балла. Это объясняется тем, что в этом году школьники в среднем чуть хуже сдали ЕГЭ по физике, математике, информатике и биологии – в экзаменационных заданиях были изменения.
Мы видим, что последние пару лет растет воронка школьников, начиная с 6-7-го класса, которые будут хорошо подготовлены в области физики, математики, компьютерных наук, химии и биологии. Это очень хорошо, но еще недостаточно, чтобы компенсировать те потери, которые были понесены в последние годы. Ведь еще 5–6 лет назад физику, например, сдавали вдвое больше выпускников 11-х классов, чем в 2025 г. И два года серьезных усилий, которые сейчас прилагаются, не изменят быстро эту ситуацию. Возможно, к 2030 г. нам удастся хотя бы вернуться к показателю 120 000–130 000 сдающих физику, как это было шесть лет назад.
– Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что ведомство вместе с МФТИ займется разработкой учебников для углубленного изучения естественнонаучных предметов. Не могли бы вы рассказать, что хотите коренным образом изменить в новых учебниках?
– Мы уже этим активно занимаемся. МФТИ подготовил линейку учебников для 10–11-х классов по всему естественнонаучному циклу: физике, математике, информатике, химии и биологии.
Углубленно изучают естественнонаучные предметы те школьники, которые видят свое будущее в науке, инженерии, IT. А для подготовки таких школьников очень важно давать им самое современное представление о перспективах развития той ли иной науки. И этим углубленный уровень изучения этих предметов в школе отличается от базового, который более консервативен. Поэтому закономерно, что учебники углубленного уровня требуют более частого обновления, чем базового. Углубленные учебники всегда должны опираться на современные знания и достижения науки. В большей степени, кстати, это касается сегодня биологии или информатики, чем физики, потому что в биологии и информатике сейчас происходят революционные изменения – например, генетическое редактирование или развитие технологий глубокого машинного обучения. И очень важно сделать новые учебники интересными, иначе результат обучения окажется гораздо хуже ожидаемого.