Что скрывается за аббревиатурой НИТКА и какого ее предназначение?

Наука и техникаHi-Tech

НИТКА, ведущая в небо

Ришес Константин

Используемое в обиходе и взятое в заглавие настоящей статьи слово может склонить читателя к мысли, что речь пойдет о скучных проблемах легкой промышленности. Однако это вовсе не так. За аббревиатурой НИТКА скрывается «наземный испытательный и тренировочный комплекс авиации». Само пространное название этого необычного объекта говорит о его различных предназначениях. На нем предполагалось обучать, а в дальнейшем тренировать для поддержания навыков летчиков палубной авиации. Но когда задумывалось его создание, у Советского Союза еще не было тех палуб, с которых должны были взлетать пилоты, да и самолетов, специально предназначенных для взлета с корабельной палубы, тоже не было. И вот как раз в связи с этим комплекс должен был стать еще и испытательным полигоном для поиска и практической отработки общих инженерных решений и элементов конструкции будущих советских ударных авианосцев. Появлению «НИТКИ» предшествовала история, о которой нельзя коротко не упомянуть. Неверно думать, что Советский Союз совсем не имел опыта создания и эксплуатации авианесущих кораблей. Своим (а вернее – чужим) первым авианосцем СССР обзавелся еще в 1945 году. Это был трофейный недостроенный немцами «Граф Цеппелин». Он строился вплоть до 1943 года. Отступая, немцы бросили его, предварительно выведя из строя машинное отделение и повредив корпус. Ремонтники Балтийского флота устранили повреждения, и корабль был введен в состав советского ВМФ. Казалось бы, само провидение дало СССР шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав, коих к тому времени было в мире уже не менее пяти. Тогдашний главком ВМФ Николай Кузнецов предлагал достроить корабль и рассматривать его как прототип будущих советских авианосцев. Однако Иосиф Сталин – приверженец линкоров – решил иначе. Авианосец, переквалифицированный во «вспомогательную баржу»(!), превратили в плавающую мишень и, как и подобает мишени (тем более такой крупной), быстро изничтожили. Лишь в 1958 году советское судостроение вернулось к теме авианесущих кораблей. Вначале появилась пара однотипных вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», чуть позже строилась серия кораблей-носителей самолетов вертикального взлета и посадки (Як-38). Все эти корабли проектировались в ленинградском Невском ПКБ, а строились в Николаеве на стапеле Черноморского завода, единственном в стране, пригодном для закладки кораблей такого масштаба. Термина «авианосец» в Советском Союзе почему-то старательно избегали. Новые корабли назвали тяжелыми авианесущими крейсерами. Возможно, это и справедливо: по своим параметрам и типам летательных аппаратов они пока не дотягивали до класса «ударный авианосец», который только еще предстояло создавать. Как и любая другая, разработка нового для советского ВМФ класса кораблей начиналась с технического задания (ТЗ). И уже на этой начальной стадии стало ясно, что вопросов о том, каким должен стать новый корабль, гораздо больше, чем ответов. Ряд принципиальных технических решений было невозможно принять без эксперимента. К тому же следовало учитывать, что задуманный корабль не собирался оставаться в одиночестве: предполагалось строить серию, отчего любая ошибка при проектировании обретала многократно повышенную цену. Естественно, хотелось также, чтобы к моменту выхода в свет первого ударного авианосца были готовы как самолеты, так и летчики, которым предстояло взлетать на них с палубы будущего корабля. И для этого тоже была нужна экспериментальная база.

Немецкий недостроенный авианосец «Граф Цеппелин»
Вертолётоносец «Москва»

План строительства будущей «НИТКИ» был утвержден 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в рамках намеченной программы строительства двух тяжелых крейсеров с авиационным вооружением по проекту 1153 Эти корабли (которые, став жертвами «перестройки», так и не родились) предполагалось оснастить атомными силовыми установками, а также обязательными атрибутами ударных авианосцев (подразумевающих горизонтальные взлеты и посадки на высокой скорости самолетов на корабельную палубу ограниченных размеров) катапультами и аэрофинишерами. Последние представляют собой три ряда натянутых параллельно друг другу поперек палубы прочных тросов, за которые самолет при посадке цепляется специальным откидным крюком. Концы тросов уходят под палубу, где через сложную систему передач соединяются со штоками паровых цилиндров. Система эта достаточно «умная»: учитывает массу и скорость совершающей посадку машины. Ее задача – затормозить самолет. Также должна быть «умна» и катапульта, выстреливающая в небо самолет с учетом его массы и исходной скорости, необходимой для обеспечения дальнейшего полета. Корабли должны были нести 70 летательных аппаратов различного типа, включая тяжелые самолеты дальнего радиолокационного дозора Як-44РЛД (аналог американского АВАКС). Постановление прабудущих кораблей. По сути, первым должен был появиться полномасштабный наземный прототип авианосца. В мире на тот момент существовал единственный подобный комплекс, принадлежащий США. Туда, а именно в Лэйкхерст (штат Нью-Джерси), и отправились Главком советского ВМФ адмирал Горшков вместе с командующим морской авиацией генералом Мироненко. Это зарубежное турне оказалось весьма полезным: то, что им удалось увидеть и узнать там, многое прояснило. Вырисовывалась общая концепция комплекса. И работа закипела. Проектировали и строили «НИТКУ» те же КБ и заводы, что создавали авианосцы для моря, – Невское ПКБ и Черноморский завод. Очень велика была роль в создании «НИТКИ» ленинградских ЦНИИ Судового машиностроения и Пролетарского завода. Именно им доверили разработать, изготовить, смонтировать непосредственно на комплексе и

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сверхпроводники бизнеса Сверхпроводники бизнеса

Что такое облачные квантовые платформы и для чего они нужны

РБК
Почему мужчине не стоит мыть голову шампунем своей девушки Почему мужчине не стоит мыть голову шампунем своей девушки

Зачем мужчинам своя косметика, неужели у них другая кожа?

Maxim
История развития морских беспилотников. Часть 3 История развития морских беспилотников. Часть 3

О создании подводного беспилотника Судного дня и о других морских беспилотниках

Наука и техника
Часы Часы

Главные часы года: астрономические усложнения и ювелирное искусство

RR Люкс.Личности.Бизнес.
По следам «Арматы» По следам «Арматы»

Мир бросился создавать новые танки

ТехИнсайдер
Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю

Почему нам так больно расставаться с друзьями?

Forbes
«Я живу не свою жизнь»: 5 признаков, что это действительно так «Я живу не свою жизнь»: 5 признаков, что это действительно так

Как понять, что ваша жизнь действительно походит мимо?

Psychologies
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
Нездоровый перфекционизм или похвальное стремление к совершенству: 7 советов, как перестать гнаться за идеалом Нездоровый перфекционизм или похвальное стремление к совершенству: 7 советов, как перестать гнаться за идеалом

Разве быть перфекционистом плохо? Когда это качество становится опасным?

Psychologies
А зима не за горами… А зима не за горами…

Для консервации яхты на зиму необходимо выполнить несколько важных действий

Y Magazine
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Легенда морей Легенда морей

«Легенда» уже нашего времени, в реальности которой нет никаких сомнений

Y Magazine
«Вы не завершили заказ»: шопоголизм нового времени «Вы не завершили заказ»: шопоголизм нового времени

В чем опасность зависимости от маркетплейсов?

Grazia
Астрономы отыскали самые длинные джеты у активной галактики Астрономы отыскали самые длинные джеты у активной галактики

Астрономы отыскали рекордно длинную систему джетов у активной галактики

N+1
Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги

Как появился ярлык Made in China, что он значит для производителей и покупателей

СНОБ
Нарядилась Нарядилась

Александра Ребенок — о том, как вырасти в маминых платьях, а потом — из них

Новый очаг
Быть и казаться Быть и казаться

«Симон с горы»: тайная жизнь людей с особенностями

Weekend
Кто придумал Гамлета? Кто придумал Гамлета?

Гамлет, принц датский, впервые увидел свет задолго до Шекспира

Дилетант
Магия убеждения: почему законы написаны сложным языком Магия убеждения: почему законы написаны сложным языком

Почему язык законов не меняется под давлением всеобщего тренда на упрощение?

ТехИнсайдер
За запой! За запой!

Александр Рогожкин и его поиск ответа на вопрос, как выживать, никого не убивая

Weekend
8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус» 8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус»

«Битлджус» — фильм, который открыл для нас невиданный мир черных комедий

Maxim
Респект Респект

Фотограф Максим Чуркин каждую съемку превращает в живопись музейного уровня

Собака.ru
Секреты Софи Секреты Софи

Правила ухода со собой легендарной актрисы Софи Лорен

Лиза
Ультануть перед подростком: какие слова нужно выучить, чтобы понимать поколение альфа Ультануть перед подростком: какие слова нужно выучить, чтобы понимать поколение альфа

Как ультануть перед ребенком и почему вайб теперь может оказаться с минусом

Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием

Кам Гаффарян, был пионером в области коммерческих космических полетов на МКС

Forbes
Красота Красота

Шорт-лист самых интересных бьюти-запусков года

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Жалость губительна»: как помогают людям с таким диагнозом, как у Стивена Хокинга «Жалость губительна»: как помогают людям с таким диагнозом, как у Стивена Хокинга

Как выстроить эффективную систему помощи людям с болезнью БАС

Forbes
От создателей «Южного парк» и «Офиса»: самые высокооплачиваемые шоураннеры — 2024 От создателей «Южного парк» и «Офиса»: самые высокооплачиваемые шоураннеры — 2024

Рейтинг самых высокооплачиваемых шоураннеров 2024 года

Forbes
Миллионы чаевых Миллионы чаевых

Как купеческий род Перловых чайную империю создал и потерял

Деньги
Открыть в приложении