Что скрывается за аббревиатурой НИТКА и какого ее предназначение?

Наука и техникаHi-Tech

НИТКА, ведущая в небо

Ришес Константин

Используемое в обиходе и взятое в заглавие настоящей статьи слово может склонить читателя к мысли, что речь пойдет о скучных проблемах легкой промышленности. Однако это вовсе не так. За аббревиатурой НИТКА скрывается «наземный испытательный и тренировочный комплекс авиации». Само пространное название этого необычного объекта говорит о его различных предназначениях. На нем предполагалось обучать, а в дальнейшем тренировать для поддержания навыков летчиков палубной авиации. Но когда задумывалось его создание, у Советского Союза еще не было тех палуб, с которых должны были взлетать пилоты, да и самолетов, специально предназначенных для взлета с корабельной палубы, тоже не было. И вот как раз в связи с этим комплекс должен был стать еще и испытательным полигоном для поиска и практической отработки общих инженерных решений и элементов конструкции будущих советских ударных авианосцев. Появлению «НИТКИ» предшествовала история, о которой нельзя коротко не упомянуть. Неверно думать, что Советский Союз совсем не имел опыта создания и эксплуатации авианесущих кораблей. Своим (а вернее – чужим) первым авианосцем СССР обзавелся еще в 1945 году. Это был трофейный недостроенный немцами «Граф Цеппелин». Он строился вплоть до 1943 года. Отступая, немцы бросили его, предварительно выведя из строя машинное отделение и повредив корпус. Ремонтники Балтийского флота устранили повреждения, и корабль был введен в состав советского ВМФ. Казалось бы, само провидение дало СССР шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав, коих к тому времени было в мире уже не менее пяти. Тогдашний главком ВМФ Николай Кузнецов предлагал достроить корабль и рассматривать его как прототип будущих советских авианосцев. Однако Иосиф Сталин – приверженец линкоров – решил иначе. Авианосец, переквалифицированный во «вспомогательную баржу»(!), превратили в плавающую мишень и, как и подобает мишени (тем более такой крупной), быстро изничтожили. Лишь в 1958 году советское судостроение вернулось к теме авианесущих кораблей. Вначале появилась пара однотипных вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», чуть позже строилась серия кораблей-носителей самолетов вертикального взлета и посадки (Як-38). Все эти корабли проектировались в ленинградском Невском ПКБ, а строились в Николаеве на стапеле Черноморского завода, единственном в стране, пригодном для закладки кораблей такого масштаба. Термина «авианосец» в Советском Союзе почему-то старательно избегали. Новые корабли назвали тяжелыми авианесущими крейсерами. Возможно, это и справедливо: по своим параметрам и типам летательных аппаратов они пока не дотягивали до класса «ударный авианосец», который только еще предстояло создавать. Как и любая другая, разработка нового для советского ВМФ класса кораблей начиналась с технического задания (ТЗ). И уже на этой начальной стадии стало ясно, что вопросов о том, каким должен стать новый корабль, гораздо больше, чем ответов. Ряд принципиальных технических решений было невозможно принять без эксперимента. К тому же следовало учитывать, что задуманный корабль не собирался оставаться в одиночестве: предполагалось строить серию, отчего любая ошибка при проектировании обретала многократно повышенную цену. Естественно, хотелось также, чтобы к моменту выхода в свет первого ударного авианосца были готовы как самолеты, так и летчики, которым предстояло взлетать на них с палубы будущего корабля. И для этого тоже была нужна экспериментальная база.

Немецкий недостроенный авианосец «Граф Цеппелин»
Вертолётоносец «Москва»

План строительства будущей «НИТКИ» был утвержден 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в рамках намеченной программы строительства двух тяжелых крейсеров с авиационным вооружением по проекту 1153 Эти корабли (которые, став жертвами «перестройки», так и не родились) предполагалось оснастить атомными силовыми установками, а также обязательными атрибутами ударных авианосцев (подразумевающих горизонтальные взлеты и посадки на высокой скорости самолетов на корабельную палубу ограниченных размеров) катапультами и аэрофинишерами. Последние представляют собой три ряда натянутых параллельно друг другу поперек палубы прочных тросов, за которые самолет при посадке цепляется специальным откидным крюком. Концы тросов уходят под палубу, где через сложную систему передач соединяются со штоками паровых цилиндров. Система эта достаточно «умная»: учитывает массу и скорость совершающей посадку машины. Ее задача – затормозить самолет. Также должна быть «умна» и катапульта, выстреливающая в небо самолет с учетом его массы и исходной скорости, необходимой для обеспечения дальнейшего полета. Корабли должны были нести 70 летательных аппаратов различного типа, включая тяжелые самолеты дальнего радиолокационного дозора Як-44РЛД (аналог американского АВАКС). Постановление прабудущих кораблей. По сути, первым должен был появиться полномасштабный наземный прототип авианосца. В мире на тот момент существовал единственный подобный комплекс, принадлежащий США. Туда, а именно в Лэйкхерст (штат Нью-Джерси), и отправились Главком советского ВМФ адмирал Горшков вместе с командующим морской авиацией генералом Мироненко. Это зарубежное турне оказалось весьма полезным: то, что им удалось увидеть и узнать там, многое прояснило. Вырисовывалась общая концепция комплекса. И работа закипела. Проектировали и строили «НИТКУ» те же КБ и заводы, что создавали авианосцы для моря, – Невское ПКБ и Черноморский завод. Очень велика была роль в создании «НИТКИ» ленинградских ЦНИИ Судового машиностроения и Пролетарского завода. Именно им доверили разработать, изготовить, смонтировать непосредственно на комплексе и

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слайд-шоу Слайд-шоу

Космические корабли, инновационные мотоциклы и складные дома

ТехИнсайдер
В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга

Ученые изучили останки ребенка из погребения в итальянской пещере Мура

N+1
Оцифрованный фитнес Оцифрованный фитнес

Виртуальная реальность и искусственный интеллект добрались и до тренажеров

ТехИнсайдер
Ушел из жизни бывший тренер Марии Шараповой и Анастасии Мыскиной Ушел из жизни бывший тренер Марии Шараповой и Анастасии Мыскиной

Скончался наставник нескольких звезд тенниса. Роберт Лэнсдорп прожил 85 лет

VOICE
Российские сериалы с самыми откровенными сценами Российские сериалы с самыми откровенными сценами

6 самых откровенных российских сериалов

Maxim
Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии

Ваш взгляд на автомир больше не будет прежним

Maxim
Хорошо-то как! Хорошо-то как!

Как получать удовольствие от жизни всегда и просто так?

Добрые советы
Для чего нужны странные черные бочки на станциях метро Для чего нужны странные черные бочки на станциях метро

Что это за черный ящик Пандоры, который стоит на платформах метрополитена?

ТехИнсайдер
7 странных, но работающих способов найти себе пару 7 странных, но работающих способов найти себе пару

Подумать только, когда-то мы считали, что онлайн-знакомства — это странно!

VOICE
Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги

Как появился ярлык Made in China, что он значит для производителей и покупателей

СНОБ
Нашлись звезды Нашлись звезды

Может ли самой свободной поп-группой наших дней быть и самая безобидно приятная?

СНОБ
Без воды Без воды

Какие у безводной косметики преимущества и недостатки?

Лиза
Зачем нужна астрохимия? Зачем нужна астрохимия?

Чем занимается астрохимия, когда и как она выделилась в самостоятельную науку

Знание – сила
Вы поразитесь, почему люди любят боль! Узнайте интересный ответ эксперта Вы поразитесь, почему люди любят боль! Узнайте интересный ответ эксперта

Почему люди испытывают наслаждение от процессов, которые приносят боль?

ТехИнсайдер
Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени» Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени»

«В музее не существует второстепенных профессий, каждый винтик важен»

Караван историй
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно! Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно!

Как говорить с партнером, чтобы вас слышали и понимали

Psychologies
«Накатить бокальчик игристого». Сомелье рекомендуют вина к завтраку «Накатить бокальчик игристого». Сомелье рекомендуют вина к завтраку

Сомелье рассказали, какие вина подойдут к яичнице, каше и сырникам

СНОБ
Куда хотят женщины Куда хотят женщины

Что могут рассказать нам фильмы для взрослых о женских предпочтениях

Men Today
Какой пассажирский самолет самый большой в мире Какой пассажирский самолет самый большой в мире

Почему громадина и красавец Airbus A380 — лайнер тяжелой судьбы

Maxim
«Лада Интрига? Нет, не слышал»: 10 смешных, прикольных и просто странных названий, которые могли быть у моделей АвтоВАЗ «Лада Интрига? Нет, не слышал»: 10 смешных, прикольных и просто странных названий, которые могли быть у моделей АвтоВАЗ

Около 30 названий моделей авто, припасенных АвтоВАЗом для себя

ТехИнсайдер
Управляющий партнер фонда «ТилТех Капитал» — о том, как угодить инвестору Управляющий партнер фонда «ТилТех Капитал» — о том, как угодить инвестору

Есть ли что-то общее у бизнеса и науки?

РБК
Единичный случай Единичный случай

Что означает число 1 в ангельской нумерологии и как этим правильно пользоваться

Лиза
Разница в таблетках Разница в таблетках

Дешевые аналоги дорогих лекарств – стоит ли экономить на здоровье?

Лиза
Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены

Чем интересен российский джин

СНОБ
«Рыжий и был этим временем» «Рыжий и был этим временем»

Семен Серзин о Борисе Рыжем и своем фильме «Рыжий»

Weekend
Гастромир изнутри Гастромир изнутри

Что делает гастросцену России такой уникальной и успешной?

Men Today
Почему доминирование — это архаичная форма лидерства Почему доминирование — это архаичная форма лидерства

Как меняются формы лидерства?

Forbes
«Я не верю, что существуют тупиковые ситуации» «Я не верю, что существуют тупиковые ситуации»

«Шуйские ситцы» запускает уникальный проект по производству ткани из дерева

Монокль
Катерина Мурашова: почему подростки ищут альтернативные реальности Катерина Мурашова: почему подростки ищут альтернативные реальности

Что стоит за увлечением играми, фэнтези и животными альтер-эго?

СНОБ
Открыть в приложении