Что скрывается за аббревиатурой НИТКА и какого ее предназначение?

Наука и техникаHi-Tech

НИТКА, ведущая в небо

Ришес Константин

Используемое в обиходе и взятое в заглавие настоящей статьи слово может склонить читателя к мысли, что речь пойдет о скучных проблемах легкой промышленности. Однако это вовсе не так. За аббревиатурой НИТКА скрывается «наземный испытательный и тренировочный комплекс авиации». Само пространное название этого необычного объекта говорит о его различных предназначениях. На нем предполагалось обучать, а в дальнейшем тренировать для поддержания навыков летчиков палубной авиации. Но когда задумывалось его создание, у Советского Союза еще не было тех палуб, с которых должны были взлетать пилоты, да и самолетов, специально предназначенных для взлета с корабельной палубы, тоже не было. И вот как раз в связи с этим комплекс должен был стать еще и испытательным полигоном для поиска и практической отработки общих инженерных решений и элементов конструкции будущих советских ударных авианосцев. Появлению «НИТКИ» предшествовала история, о которой нельзя коротко не упомянуть. Неверно думать, что Советский Союз совсем не имел опыта создания и эксплуатации авианесущих кораблей. Своим (а вернее – чужим) первым авианосцем СССР обзавелся еще в 1945 году. Это был трофейный недостроенный немцами «Граф Цеппелин». Он строился вплоть до 1943 года. Отступая, немцы бросили его, предварительно выведя из строя машинное отделение и повредив корпус. Ремонтники Балтийского флота устранили повреждения, и корабль был введен в состав советского ВМФ. Казалось бы, само провидение дало СССР шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав, коих к тому времени было в мире уже не менее пяти. Тогдашний главком ВМФ Николай Кузнецов предлагал достроить корабль и рассматривать его как прототип будущих советских авианосцев. Однако Иосиф Сталин – приверженец линкоров – решил иначе. Авианосец, переквалифицированный во «вспомогательную баржу»(!), превратили в плавающую мишень и, как и подобает мишени (тем более такой крупной), быстро изничтожили. Лишь в 1958 году советское судостроение вернулось к теме авианесущих кораблей. Вначале появилась пара однотипных вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», чуть позже строилась серия кораблей-носителей самолетов вертикального взлета и посадки (Як-38). Все эти корабли проектировались в ленинградском Невском ПКБ, а строились в Николаеве на стапеле Черноморского завода, единственном в стране, пригодном для закладки кораблей такого масштаба. Термина «авианосец» в Советском Союзе почему-то старательно избегали. Новые корабли назвали тяжелыми авианесущими крейсерами. Возможно, это и справедливо: по своим параметрам и типам летательных аппаратов они пока не дотягивали до класса «ударный авианосец», который только еще предстояло создавать. Как и любая другая, разработка нового для советского ВМФ класса кораблей начиналась с технического задания (ТЗ). И уже на этой начальной стадии стало ясно, что вопросов о том, каким должен стать новый корабль, гораздо больше, чем ответов. Ряд принципиальных технических решений было невозможно принять без эксперимента. К тому же следовало учитывать, что задуманный корабль не собирался оставаться в одиночестве: предполагалось строить серию, отчего любая ошибка при проектировании обретала многократно повышенную цену. Естественно, хотелось также, чтобы к моменту выхода в свет первого ударного авианосца были готовы как самолеты, так и летчики, которым предстояло взлетать на них с палубы будущего корабля. И для этого тоже была нужна экспериментальная база.

Немецкий недостроенный авианосец «Граф Цеппелин»
Вертолётоносец «Москва»

План строительства будущей «НИТКИ» был утвержден 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в рамках намеченной программы строительства двух тяжелых крейсеров с авиационным вооружением по проекту 1153 Эти корабли (которые, став жертвами «перестройки», так и не родились) предполагалось оснастить атомными силовыми установками, а также обязательными атрибутами ударных авианосцев (подразумевающих горизонтальные взлеты и посадки на высокой скорости самолетов на корабельную палубу ограниченных размеров) катапультами и аэрофинишерами. Последние представляют собой три ряда натянутых параллельно друг другу поперек палубы прочных тросов, за которые самолет при посадке цепляется специальным откидным крюком. Концы тросов уходят под палубу, где через сложную систему передач соединяются со штоками паровых цилиндров. Система эта достаточно «умная»: учитывает массу и скорость совершающей посадку машины. Ее задача – затормозить самолет. Также должна быть «умна» и катапульта, выстреливающая в небо самолет с учетом его массы и исходной скорости, необходимой для обеспечения дальнейшего полета. Корабли должны были нести 70 летательных аппаратов различного типа, включая тяжелые самолеты дальнего радиолокационного дозора Як-44РЛД (аналог американского АВАКС). Постановление прабудущих кораблей. По сути, первым должен был появиться полномасштабный наземный прототип авианосца. В мире на тот момент существовал единственный подобный комплекс, принадлежащий США. Туда, а именно в Лэйкхерст (штат Нью-Джерси), и отправились Главком советского ВМФ адмирал Горшков вместе с командующим морской авиацией генералом Мироненко. Это зарубежное турне оказалось весьма полезным: то, что им удалось увидеть и узнать там, многое прояснило. Вырисовывалась общая концепция комплекса. И работа закипела. Проектировали и строили «НИТКУ» те же КБ и заводы, что создавали авианосцы для моря, – Невское ПКБ и Черноморский завод. Очень велика была роль в создании «НИТКИ» ленинградских ЦНИИ Судового машиностроения и Пролетарского завода. Именно им доверили разработать, изготовить, смонтировать непосредственно на комплексе и

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пассажир на гиперзвуке Пассажир на гиперзвуке

Первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука на водороде

ТехИнсайдер
Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова

От музыканта до фантаста: ипостаси Егора Летова

Правила жизни
Семь необычных причин головной боли Семь необычных причин головной боли

Как самим определить «нестандартные» причины возникновения головной боли?

Здоровье
Мягкая сила Мягкая сила

Выбираем матрас для комфортного сна

Лиза
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Все оттенки мании Все оттенки мании

Откуда берется страстное желание что-то сделать или чем-то обладать?

Psychologies
Чем опасен секонд-хенд? Чем опасен секонд-хенд?

Любителям секонд-хенда не стоит расслабляться: вот несколько его опасностей

Здоровье
Микроэлектронику растят льготами Микроэлектронику растят льготами

Радиоэлектронная промышленность получит дополнительные преференции

Монокль
Синдром домохозяйки: истерия, депрессия, алкоголизм Синдром домохозяйки: истерия, депрессия, алкоголизм

Что такое синдром домохозяйки — рассказывает юнгианский психолог

Psychologies
Абьюзивные отношения в советском кино: разбор на примере Гоши и Кати из фильма «Москва слезам не верит» Абьюзивные отношения в советском кино: разбор на примере Гоши и Кати из фильма «Москва слезам не верит»

Как «Москва слезам не верит» рассказывает историю абьюзивных отношений

Psychologies
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Индикатор планеты Индикатор планеты

Арктика – главный и наиболее чувствительный индикатор климатических изменений

Отдых в России
Вторая сверхзвуковая Вторая сверхзвуковая

Уже в 1968 году был первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера

ТехИнсайдер
Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х

«Рыжий»: несовершенный, но пронзительный антибайопик о поэте Борисе Рыжем

Forbes
20 скрытых причин лишнего веса 20 скрытых причин лишнего веса

Какие мотивы могут скрываться за набором избыточного веса?

Psychologies
«Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием «Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием

Минуточку, а где у него каркас, спрашивали эксперты, взглянув на самолет

ТехИнсайдер
Все в шоколаде? Все в шоколаде?

Когда невинная тяга к сладкому перерастет в нездоровую зависимость?

Psychologies
Премьера Премьера

Смотрим в кино «антибайопик» уральского поэта Бориса Рыжего

Собака.ru
Исследование: как могла развиваться Вселенная до Большого взрыва Исследование: как могла развиваться Вселенная до Большого взрыва

Большой отскок: иная теория возникновения и развития Вселенной

ТехИнсайдер
Заговор «мертвого интернета»: правда ли, что ботов в сети больше, чем людей? Заговор «мертвого интернета»: правда ли, что ботов в сети больше, чем людей?

Кто доминирует в онлайн-пространстве: реальные пользователи или боты?

ТехИнсайдер
«Бабий Яр. Реалии» «Бабий Яр. Реалии»

Фрагмент из книги о реакции евреев и их соседей на приказ явиться на расстрел

N+1
Утолить кадровый голод Утолить кадровый голод

Как бизнес в России решает вопрос подготовки специалистов

Монокль
Вечный ЗОЖ Вечный ЗОЖ

Почему любительский спорт переживает ренессанс

Men Today
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
«Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта «Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта

Как клиенты с помощью психотерапии пытаются справиться с одиночеством?

Psychologies
Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google

Отрывок из книги «Аптайм. Оптимальный способ управления временем и энергией»

Forbes
Как наладить общение с родителями партнера: 6 правил Как наладить общение с родителями партнера: 6 правил

Как партнеру наладить контакт с вашей семьей?

Psychologies
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
Утро у ворот Лувра Утро у ворот Лувра

В1570 году Карл IX подписал Сен-Жерменский мир, прекративший Третью войну

Дилетант
Действительно ли люди под алкоголем говорят то, что у них на трезвом уме? Действительно ли люди под алкоголем говорят то, что у них на трезвом уме?

Считается, что пьяный человек говорит правду и только правду, но так ли это?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении