НИТКА, ведущая в небо
Используемое в обиходе и взятое в заглавие настоящей статьи слово может склонить читателя к мысли, что речь пойдет о скучных проблемах легкой промышленности. Однако это вовсе не так. За аббревиатурой НИТКА скрывается «наземный испытательный и тренировочный комплекс авиации». Само пространное название этого необычного объекта говорит о его различных предназначениях. На нем предполагалось обучать, а в дальнейшем тренировать для поддержания навыков летчиков палубной авиации. Но когда задумывалось его создание, у Советского Союза еще не было тех палуб, с которых должны были взлетать пилоты, да и самолетов, специально предназначенных для взлета с корабельной палубы, тоже не было. И вот как раз в связи с этим комплекс должен был стать еще и испытательным полигоном для поиска и практической отработки общих инженерных решений и элементов конструкции будущих советских ударных авианосцев. Появлению «НИТКИ» предшествовала история, о которой нельзя коротко не упомянуть. Неверно думать, что Советский Союз совсем не имел опыта создания и эксплуатации авианесущих кораблей. Своим (а вернее – чужим) первым авианосцем СССР обзавелся еще в 1945 году. Это был трофейный недостроенный немцами «Граф Цеппелин». Он строился вплоть до 1943 года. Отступая, немцы бросили его, предварительно выведя из строя машинное отделение и повредив корпус. Ремонтники Балтийского флота устранили повреждения, и корабль был введен в состав советского ВМФ. Казалось бы, само провидение дало СССР шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав, коих к тому времени было в мире уже не менее пяти. Тогдашний главком ВМФ Николай Кузнецов предлагал достроить корабль и рассматривать его как прототип будущих советских авианосцев. Однако Иосиф Сталин – приверженец линкоров – решил иначе. Авианосец, переквалифицированный во «вспомогательную баржу»(!), превратили в плавающую мишень и, как и подобает мишени (тем более такой крупной), быстро изничтожили. Лишь в 1958 году советское судостроение вернулось к теме авианесущих кораблей. Вначале появилась пара однотипных вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», чуть позже строилась серия кораблей-носителей самолетов вертикального взлета и посадки (Як-38). Все эти корабли проектировались в ленинградском Невском ПКБ, а строились в Николаеве на стапеле Черноморского завода, единственном в стране, пригодном для закладки кораблей такого масштаба. Термина «авианосец» в Советском Союзе почему-то старательно избегали. Новые корабли назвали тяжелыми авианесущими крейсерами. Возможно, это и справедливо: по своим параметрам и типам летательных аппаратов они пока не дотягивали до класса «ударный авианосец», который только еще предстояло создавать. Как и любая другая, разработка нового для советского ВМФ класса кораблей начиналась с технического задания (ТЗ). И уже на этой начальной стадии стало ясно, что вопросов о том, каким должен стать новый корабль, гораздо больше, чем ответов. Ряд принципиальных технических решений было невозможно принять без эксперимента. К тому же следовало учитывать, что задуманный корабль не собирался оставаться в одиночестве: предполагалось строить серию, отчего любая ошибка при проектировании обретала многократно повышенную цену. Естественно, хотелось также, чтобы к моменту выхода в свет первого ударного авианосца были готовы как самолеты, так и летчики, которым предстояло взлетать на них с палубы будущего корабля. И для этого тоже была нужна экспериментальная база.
План строительства будущей «НИТКИ» был утвержден 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в рамках намеченной программы строительства двух тяжелых крейсеров с авиационным вооружением по проекту 1153 Эти корабли (которые, став жертвами «перестройки», так и не родились) предполагалось оснастить атомными силовыми установками, а также обязательными атрибутами ударных авианосцев (подразумевающих горизонтальные взлеты и посадки на высокой скорости самолетов на корабельную палубу ограниченных размеров) катапультами и аэрофинишерами. Последние представляют собой три ряда натянутых параллельно друг другу поперек палубы прочных тросов, за которые самолет при посадке цепляется специальным откидным крюком. Концы тросов уходят под палубу, где через сложную систему передач соединяются со штоками паровых цилиндров. Система эта достаточно «умная»: учитывает массу и скорость совершающей посадку машины. Ее задача – затормозить самолет. Также должна быть «умна» и катапульта, выстреливающая в небо самолет с учетом его массы и исходной скорости, необходимой для обеспечения дальнейшего полета. Корабли должны были нести 70 летательных аппаратов различного типа, включая тяжелые самолеты дальнего радиолокационного дозора Як-44РЛД (аналог американского АВАКС). Постановление прабудущих кораблей. По сути, первым должен был появиться полномасштабный наземный прототип авианосца. В мире на тот момент существовал единственный подобный комплекс, принадлежащий США. Туда, а именно в Лэйкхерст (штат Нью-Джерси), и отправились Главком советского ВМФ адмирал Горшков вместе с командующим морской авиацией генералом Мироненко. Это зарубежное турне оказалось весьма полезным: то, что им удалось увидеть и узнать там, многое прояснило. Вырисовывалась общая концепция комплекса. И работа закипела. Проектировали и строили «НИТКУ» те же КБ и заводы, что создавали авианосцы для моря, – Невское ПКБ и Черноморский завод. Очень велика была роль в создании «НИТКИ» ленинградских ЦНИИ Судового машиностроения и Пролетарского завода. Именно им доверили разработать, изготовить, смонтировать непосредственно на комплексе и