Элемент революции
Автомобильный спорт стоит на пороге революции. И имя ей – водород, на котором работает внедорожник Pioneer 25 новой серии Extreme H.
Электрификация мирового автоспорта – явление не новое, но до сих пор вызывающее споры. Большая часть успеха электрифицированных гоночных машин связана с гибридами. В Formula 1 с 2014 года наличие электрической составляющей в силовой установке стало обязательным условием, а в гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана» в 2012 году гибридные прототипы Audi R18 e-tron quattro даже обогнали бензиновые автомобили. И это при всех очевидных минусах: дополнительной массе и сложности силовой установки.
Однако о чисто электрических гоночных болидах речь вообще долгое время не шла: слишком велик вес, слишком мал запас хода в режиме максимальной атаки. А потом появился человек, для которого это стало своего рода миссией.
Посол электрификации
Испанец Алехандро Агаг – фигура многогранная. В 1990-е это был успешный молодой политик, но в 2001 году он неожиданно завершил политическую карьеру ради бизнес-интересов в футболе и автоспорте. И все же, будучи общественным деятелем по призванию, Агаг отлично понимал, куда дует ветер. В 2012 году стартовали продажи серийной Tesla Model S, и крупнейшие автомобильные концерны бросились в погоню за Илоном Маском. Им требовалась маркетинговая площадка для продвижения своих концептов, даже если реальных машин у них пока не было.
Электроимперия
Такой площадкой стала созданная Алехандро Formula Е – серия, в которой все команды выступали на одинаковых шасси, но могли самостоятельно разрабатывать электрическую силовую установку. Бизнесмен решил максимально дистанцироваться от Formula 1: сезон здесь начинался осенью и завершался весной, треки долгое время проходили исключительно по городским улицам, а у шин был протектор.
Проблемы с запасом хода никуда не делись, поэтому на пит-стопах пилоты просто перепрыгивали из разряженной машины в заряженную, что вызывало ухмылки журналистов и болельщиков. Тем не менее расчет Агага сработал: Formula Е была именно тем, чего ждали автопроизводители. Вскоре заводских команд на соревнованиях испанца было больше, чем в Formula 1, и он пошел дальше.
В 2018 году Алехандро начал работу над концепцией новой электрической гоночной серии Extreme E. Уже в январе 2019-го чемпионат был представлен публике, которая пришла в настоящий восторг: гонки по бездорожью в самых красивых локациях планеты на электрических внедорожниках, которыми управляют смешанные экипажи, состоящие из мужчин и женщин. Агаг вновь доверился своему политическому чутью, и оно снова не подвело. Зеленая повестка и тема гендерного равенства привлекли солидные команды и лидеров мнений. О создании коллективов в серии заявили чемпионы Formula 1 Льюис Хэмилтон, Нико Росберг и Дженсон Баттон, к соревнованиям присоединилась компания ABT, придворное тюнинг-ателье концерна Volkswagen, а также культовая американская команда Andretti. Среди пилотов были девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, победители «Дакара» Карлос Сайнс и Ютта Кляйншмидт, чемпион мира по ралли-кроссу Юхан Кристофферссон и многократный чемпион престижнейшей немецкой