Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техникаHi-Tech

Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Иван Варгатый

ТЭП70 с пассажирским поездом на мосту через Большой Ингаир

Большой Ингаир здесь был всегда. Во всяком случае он сам так думал. Когда вокруг ходили мохнатые громадины – мамонты, он уже давно нес воды средь сосен и березок. Ручьи, впадающие в Ингаир, выглаживали углы устьев, ширили русло. И когда остяки научились бить дичь из луков и ставить чумы, Ингаир глядел на это своими темно-желтыми водами, иногда делясь водой с раскосыми новоселами. Потом пришли другие люди, великаны, они вели себя совсем не так, как остяки: те хоть и были дома, но жили скромно, а эти пришли завоевывать. Но Ингаир незачем было завоевывать: он хоть и старый, изломавший рельеф до глубокой-глубокой долины, но воды в нем немного, не разгуляешься.

А совсем недавно люди пригнали что-то неживое, поставили на берегах серые камни, своими ровными углами выбивавшиеся из тысячелетнего таежного пейзажа, сверху бросили мост, но совсем не такой, какие раньше ладили из бревен. По нему стало носиться нечто, выпуская облака темной пыли, а ручьи теперь приносили мертвый черный жир. К мосту это нечто скатывалось легко, но над рекой удваивало грохот и ползло все медленней и медленней, пока хвост не скрывался за деревьями.

ТЭП70, призрачная рука машиниста поворачивает штурвал на следующую позицию

Машинист, что сидел сейчас в кабине тепловоза на станции Тобольск, застал те времена. Тридцать лет назад здесь, как и по всей сети МПС, царили упертые ТЭ3. Потом со скрипом пошли 2ТЭ116, прозванные фантомасами, а сейчас прямо с завода начали приходить пассажирские ТЭП70. Округлые и розовые – ни дать ни взять поросята. Вроде и дизель тот же, и схема более-менее похожа, но какая новая техника, когда через пару лет на пенсию?

– Локомотивный зеленый, радиостанция включена, тормозная пять, во втором, справа без замечаний.

– Слева без замечаний, маршрутный зеленый, – отозвался сидевший слева инструктор вольной трактовкой регламента. Машинист «пихнул» кран в первое – за стенкой забубнил компрессор.

– Не могли дверь поставить… – снова поморщился пожилой локомотивщик.

– Да за вес тут, говорят, борьба шла, даже полы алюминиевые. У нас в Сенной старые ТЭПки, шестидесятые, там вообще кузов на клепках дюралевый. Машинист между тем дал первую позицию, отпустил вспомогательный тормоз, плавно натянул состав. Полная вахтовиков цепь вагонов нехотя поползла. Вторая позиция…

– Давай ему четыре килоампера, я ж говорил, тогда он поедет.

– Хех, «фантомасу» дал три, и он полетел, – машинист взмахнул рукой, словно рубанул шашкой, а другой рукой добавил сразу две позиции.

– Ну что ты хочешь, машина пассажирская, на 160, передаточное число… «Старт-Шоссе».

– Хех, какие ты слова знаешь. Был такой?

– Есть, у бати стоит.

Между тем скорость и правда бодро подошла к двадцати пяти. Путь начался. Теперь до Юности остановок не будет – поезд скорый фирменный, только Аремзянку взять да перед Ильтымом выскочить. Самая глубокая яма на всю дорогу… Состав покинул боковой путь, можно гнать. К сорока километрам в час разница с привычной секцией «фантомаса» стерлась, а дальше ТЭП и правда побежал бодрее.

Долина Большого Ингаира и крутой изгиб железной дороги на выходе из нее

Вот и 234-й, и подъем, и Аремзянка… Хорошо идем. Так прошел час. Впереди разъезд Слинкино, за ним «чертов мост» через Большой Ингаир, дальше змеиный изгиб с подъемом. Через десятилетие с гаком разъезд разберут, но пока на нем стоит встречный 116-й с грузовым, пропускает нас. Здорово ему потом поддавать, выползая из долины… Что ж, вот и мост, заворачиваем штурвал! Пока дизель-генератор грузился, внизу проплыли желтые болотные воды Ингаира. Вроде и речушка небольшая, а окопалась, как немец в Латвии! Небось, насмехается над тепловозом: «Ишь, удумал, покорить мои берега!».

Но морские волки и воздушные соколы знают: стихию нельзя покорить, она тебя перемелет и не заметит. К ней можно лишь приспособиться, перехитрить. Знают это и железнодорожные волки – машинисты. Вроде «покорение» выглядит несложно: завернул тринадцать позиций да сиди. Но нужно еще, чтоб машина вытянула, для этого у тебя есть обученный тобой помощник – он приглядит в пути за дизелем, да еще надейся на ремонт, что все сделали как надо. Но эта ТЭПка совсем новая, ремонта еще толком не видала, воет диким зверем и тянет под стать! Смотри-ка, к 287-му километру прём под 80, когда такое было? Нет, хороша машина, привалило счастье под старость.

Харьковские ТЭ10 и ТЭП10 «Стрела» – первые в СССР тепловозы с несущим кузовом. При переносе производства в Луганск несущий кузов сменился рамным

Локомотивостроение СССР и России прошло огромный путь. Электротяга и во всем мире, и конкретно в СССР появилась раньше тепловозной, однако электрификация основных направлений завершилась лишь в 1980-х годах, а где-то «свет не дали» до сих пор, к примеру, на линиях Кинель – Оренбург или Тюмень – Новый Уренгой, где разворачивается действие вступления. Поэтому наряду с электровозами и электропоездами от промышленности требовались тепловозы и дизель-поезда. В конце 1940-х, на руинах Отечественной, был создан первый в мире тепловоз с автоматическим регулированием электропередачи ТЭ2 с дизелем в 1000 л.с., в конце 1950-х – самый мощный в мире однодизельный 3000-сильный ТЭ10. Самым массовым был ТЭ3 с мощностью дизеля в 2000 л.с., на базе которого и проектировался ТЭ10. Параллельно для работы на подъездных путях заводов, элеваторов и других предприятий выпускались и скромные ТГМ и ТГК. Первая буква серии, как несложно догадаться, означает «тепловоз», вторая – тип передачи, третья, если она есть, – род службы. Если ее нет, – машина грузовая, на скорости до 100 км/ч, максимум тяги сохраняющая до 20–30 км/ч. М – тепловоз маневровый, ему суждено работать на станциях с малыми скоростями. П – пассажирский тепловоз на скорости 120–160 км/ч, благодаря малому передаточному числу редукторов сохраняющий полную тягу до 80–100 км/ч.

ТГ – тепловоз с гидропередачей, он устроен примерно как автомобиль с АКПП: крутящий момент от дизеля передается на колесные пáры через гидротрансформатор, редукторы и карданные валы. Но среди пассажирских и грузовых машин в России сейчас тепловозы с гидропередачей практически не встретить, ее удел – работать на маневровых. Для магистральной работы выпускаются ТЭ и ТЭП – тепловозы с электропередачей: напрямую от дизеля приводится генератор, питающий установленные у колесных пар двигатели. Такая передача дороже и тяжелее, а также кажется сложнее, но на деле она куда проще в ремонте: колесную пару с отказавшим двигателем выкатил, другую закатил и все, только кабели подключить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Очень приличный император» «Очень приличный император»

Римский император Диоклетиан: тот, кто променял власть на капусту

Дилетант
Курсовая Курсовая

История одного выпуска журфака МГУ 1960 года

Afternoon Seasons of life
Формулы красоты Формулы красоты

Книга природы написана языком математики

Вокруг света
Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...» Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...»

Я учусь смиряться, принимать себя

Коллекция. Караван историй
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
От местечковой драмы до дела Бейлиса. Еврейское кино в царской России От местечковой драмы до дела Бейлиса. Еврейское кино в царской России

Еврейская культура оставалась заметной частью повседневной жизни миллионов людей

Дилетант
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
В новую квартиру В новую квартиру

В эпоху переосмысления это полотно стало символом нормализации репрессий

Дилетант
Вар и Арминий Вар и Арминий

Полководцы, столкнувшиеся в Тевтобургском лесу, были разными во всем

Дилетант
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет? Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет?

Почему цвет фонарей на улицах не меняют уже столько лет?

ТехИнсайдер
«Сделано в России»: 5 иностранных фильмов, снятых в нашей стране «Сделано в России»: 5 иностранных фильмов, снятых в нашей стране

Иностранные триллеры, ужасы и мелодрамы, снятые в России

ТехИнсайдер
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Магия вкуса Магия вкуса

Едем в Туркменистан за гастрономическими впечатлениями

Лиза
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Контролируя неравновесность Контролируя неравновесность

Программа для анализа CO₂ поможет в космосе и на Земле

Санкт-Петербургский университет
Мужчина, вы зачем? Чтобы злиться на обидчиков Мужчина, вы зачем? Чтобы злиться на обидчиков

Даже в самые темные времена впереди всегда есть свет

СНОБ
Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы

Фаррухру Парса была первой женщиной в Иране, занявшей пост министра

ТехИнсайдер
Найдены жировые клетки, которые являются «пузырьковой защитой» организма Найдены жировые клетки, которые являются «пузырьковой защитой» организма

Группа исследователей обнаружила новый тип клеток в организме млекопитающих

ТехИнсайдер
Точно по расписанию Точно по расписанию

Задержка менструации может быть признаком различных проблем со здоровьем

Лиза
Дикие павианы не прошли зеркальный тест Дикие павианы не прошли зеркальный тест

Исследователи провели зеркальный тест на диких медвежьих павианах

N+1
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Необычный психологический тест: выберите один из квадратов и узнайте, что беспокоит вас в данный период жизни Необычный психологический тест: выберите один из квадратов и узнайте, что беспокоит вас в данный период жизни

Что же волнует именно вас в данный момент? Простой психологический тест

ТехИнсайдер
Иду на быт! 11 лайфхаков Иду на быт! 11 лайфхаков

Масштабный «разбор завалов»: расскажем, как сэкономить силы, время и нервы

Лиза
Про сильный пол Про сильный пол

С возрастом нарушается работа важных органов и систем мужского организма

Лиза
Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам

Почему актеры и певцы из Кореи так привлекательны для женщин?

Psychologies
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Темный угол Темный угол

10 мест, которые остаются грязными даже после генеральной уборки

Лиза
Открыть в приложении