Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техникаHi-Tech

Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Иван Варгатый

ТЭП70 с пассажирским поездом на мосту через Большой Ингаир

Большой Ингаир здесь был всегда. Во всяком случае он сам так думал. Когда вокруг ходили мохнатые громадины – мамонты, он уже давно нес воды средь сосен и березок. Ручьи, впадающие в Ингаир, выглаживали углы устьев, ширили русло. И когда остяки научились бить дичь из луков и ставить чумы, Ингаир глядел на это своими темно-желтыми водами, иногда делясь водой с раскосыми новоселами. Потом пришли другие люди, великаны, они вели себя совсем не так, как остяки: те хоть и были дома, но жили скромно, а эти пришли завоевывать. Но Ингаир незачем было завоевывать: он хоть и старый, изломавший рельеф до глубокой-глубокой долины, но воды в нем немного, не разгуляешься.

А совсем недавно люди пригнали что-то неживое, поставили на берегах серые камни, своими ровными углами выбивавшиеся из тысячелетнего таежного пейзажа, сверху бросили мост, но совсем не такой, какие раньше ладили из бревен. По нему стало носиться нечто, выпуская облака темной пыли, а ручьи теперь приносили мертвый черный жир. К мосту это нечто скатывалось легко, но над рекой удваивало грохот и ползло все медленней и медленней, пока хвост не скрывался за деревьями.

ТЭП70, призрачная рука машиниста поворачивает штурвал на следующую позицию

Машинист, что сидел сейчас в кабине тепловоза на станции Тобольск, застал те времена. Тридцать лет назад здесь, как и по всей сети МПС, царили упертые ТЭ3. Потом со скрипом пошли 2ТЭ116, прозванные фантомасами, а сейчас прямо с завода начали приходить пассажирские ТЭП70. Округлые и розовые – ни дать ни взять поросята. Вроде и дизель тот же, и схема более-менее похожа, но какая новая техника, когда через пару лет на пенсию?

– Локомотивный зеленый, радиостанция включена, тормозная пять, во втором, справа без замечаний.

– Слева без замечаний, маршрутный зеленый, – отозвался сидевший слева инструктор вольной трактовкой регламента. Машинист «пихнул» кран в первое – за стенкой забубнил компрессор.

– Не могли дверь поставить… – снова поморщился пожилой локомотивщик.

– Да за вес тут, говорят, борьба шла, даже полы алюминиевые. У нас в Сенной старые ТЭПки, шестидесятые, там вообще кузов на клепках дюралевый. Машинист между тем дал первую позицию, отпустил вспомогательный тормоз, плавно натянул состав. Полная вахтовиков цепь вагонов нехотя поползла. Вторая позиция…

– Давай ему четыре килоампера, я ж говорил, тогда он поедет.

– Хех, «фантомасу» дал три, и он полетел, – машинист взмахнул рукой, словно рубанул шашкой, а другой рукой добавил сразу две позиции.

– Ну что ты хочешь, машина пассажирская, на 160, передаточное число… «Старт-Шоссе».

– Хех, какие ты слова знаешь. Был такой?

– Есть, у бати стоит.

Между тем скорость и правда бодро подошла к двадцати пяти. Путь начался. Теперь до Юности остановок не будет – поезд скорый фирменный, только Аремзянку взять да перед Ильтымом выскочить. Самая глубокая яма на всю дорогу… Состав покинул боковой путь, можно гнать. К сорока километрам в час разница с привычной секцией «фантомаса» стерлась, а дальше ТЭП и правда побежал бодрее.

Долина Большого Ингаира и крутой изгиб железной дороги на выходе из нее

Вот и 234-й, и подъем, и Аремзянка… Хорошо идем. Так прошел час. Впереди разъезд Слинкино, за ним «чертов мост» через Большой Ингаир, дальше змеиный изгиб с подъемом. Через десятилетие с гаком разъезд разберут, но пока на нем стоит встречный 116-й с грузовым, пропускает нас. Здорово ему потом поддавать, выползая из долины… Что ж, вот и мост, заворачиваем штурвал! Пока дизель-генератор грузился, внизу проплыли желтые болотные воды Ингаира. Вроде и речушка небольшая, а окопалась, как немец в Латвии! Небось, насмехается над тепловозом: «Ишь, удумал, покорить мои берега!».

Но морские волки и воздушные соколы знают: стихию нельзя покорить, она тебя перемелет и не заметит. К ней можно лишь приспособиться, перехитрить. Знают это и железнодорожные волки – машинисты. Вроде «покорение» выглядит несложно: завернул тринадцать позиций да сиди. Но нужно еще, чтоб машина вытянула, для этого у тебя есть обученный тобой помощник – он приглядит в пути за дизелем, да еще надейся на ремонт, что все сделали как надо. Но эта ТЭПка совсем новая, ремонта еще толком не видала, воет диким зверем и тянет под стать! Смотри-ка, к 287-му километру прём под 80, когда такое было? Нет, хороша машина, привалило счастье под старость.

Харьковские ТЭ10 и ТЭП10 «Стрела» – первые в СССР тепловозы с несущим кузовом. При переносе производства в Луганск несущий кузов сменился рамным

Локомотивостроение СССР и России прошло огромный путь. Электротяга и во всем мире, и конкретно в СССР появилась раньше тепловозной, однако электрификация основных направлений завершилась лишь в 1980-х годах, а где-то «свет не дали» до сих пор, к примеру, на линиях Кинель – Оренбург или Тюмень – Новый Уренгой, где разворачивается действие вступления. Поэтому наряду с электровозами и электропоездами от промышленности требовались тепловозы и дизель-поезда. В конце 1940-х, на руинах Отечественной, был создан первый в мире тепловоз с автоматическим регулированием электропередачи ТЭ2 с дизелем в 1000 л.с., в конце 1950-х – самый мощный в мире однодизельный 3000-сильный ТЭ10. Самым массовым был ТЭ3 с мощностью дизеля в 2000 л.с., на базе которого и проектировался ТЭ10. Параллельно для работы на подъездных путях заводов, элеваторов и других предприятий выпускались и скромные ТГМ и ТГК. Первая буква серии, как несложно догадаться, означает «тепловоз», вторая – тип передачи, третья, если она есть, – род службы. Если ее нет, – машина грузовая, на скорости до 100 км/ч, максимум тяги сохраняющая до 20–30 км/ч. М – тепловоз маневровый, ему суждено работать на станциях с малыми скоростями. П – пассажирский тепловоз на скорости 120–160 км/ч, благодаря малому передаточному числу редукторов сохраняющий полную тягу до 80–100 км/ч.

ТГ – тепловоз с гидропередачей, он устроен примерно как автомобиль с АКПП: крутящий момент от дизеля передается на колесные пáры через гидротрансформатор, редукторы и карданные валы. Но среди пассажирских и грузовых машин в России сейчас тепловозы с гидропередачей практически не встретить, ее удел – работать на маневровых. Для магистральной работы выпускаются ТЭ и ТЭП – тепловозы с электропередачей: напрямую от дизеля приводится генератор, питающий установленные у колесных пар двигатели. Такая передача дороже и тяжелее, а также кажется сложнее, но на деле она куда проще в ремонте: колесную пару с отказавшим двигателем выкатил, другую закатил и все, только кабели подключить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В Орду! В Орду!» «В Орду! В Орду!»

Россия зачиналась в скопидомном сундуке Ивана Калиты

Дилетант
У древних британских кельтов выявили матрилокальность У древних британских кельтов выявили матрилокальность

Ученые выяснили, что для кельтов железного века была характерна матрилокальность

N+1
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов

От чего зависит звучание нашего голоса и как можно эффективно его использовать

Psychologies
Несущая смерть Несущая смерть

Как Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие»

Вокруг света
Под контролем алгоритмов Под контролем алгоритмов

Как улучшить спутниковую связь и интернет

Санкт-Петербургский университет
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Слишком причудливая внешность: 6 животных, при виде которых, бегут мурашки Слишком причудливая внешность: 6 животных, при виде которых, бегут мурашки

Виды животных, которые природа точно не наградила красотой

ТехИнсайдер
«Кладовые солнца» калужской земли «Кладовые солнца» калужской земли

Болота. Много или мало их в России?

Наука и жизнь
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод! Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод!

Как сделать цифровые снимки похожими на пленку: инструкция

ТехИнсайдер
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Бородатый анекдот Бородатый анекдот

«Почему, чёрт возьми, развалился Советский Союз?»

Дилетант
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
«Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви «Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви

К чему приводят нереалистичные ожидания в отношениях

Psychologies
Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа

Противовирусная терапия не влияет на смертность при нетяжелом течении гриппа

N+1
Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород

Как вернуть былую чистоту и блеск стеклянным крышкам?

ТехИнсайдер
Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса

Как работает неформальная экономика во времена нестабильности

Forbes
Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов

Как «эффект Микеланджело» учит поддерживать друг друга на пути к самореализации

ТехИнсайдер
Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки

Почему одни фотографии мгновенно привлекают внимание, а другие не замечаются?

ТехИнсайдер
Горох Горох

В Нью-Йоркском ботаническом саду распускаются необычные цветы от Яёи Кусамы

Afternoon Seasons of life
Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка

Альфа-самцы бабуинов находятся в постоянном стрессе

ТехИнсайдер
Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta

Иномарки, которые можно купить за ₽1 млн: список

РБК
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Как взлетает мирный атом Как взлетает мирный атом

О новых возможностях мирного атома и критических технологиях безопасности

Монокль
Сами виноваты Сами виноваты

Так начиналось одно из самых громких судебных дел Российской империи... Но нет!

Дилетант
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Открыть в приложении