На любых актерских курсах учат: актриса не должна много думать головой

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Яна Крайнова: «Даже после успеха «Дневника доктора Зайцевой» я чувствовала себя самозванкой»

Записала Елена Редреева

Фото: О. Чиж/из архива Я. Крайновой

«У меня появились мягкость, приятные округлости тела, даже вес прибавился. И только я начинаю принимать себя такой, меня утверждают сразу на два проекта: во второй сезон «Гадалки», где я должна быть худющей, и на главную роль в «Статье 105». Моя героиня — главный следователь, неулыбающаяся, замкнутая Катя. Начинаю читать сценарии, а внутри меня все сопротивляется: я так долго шла к своей женственности, и тут снова маскулинные характеры».

На любых актерских курсах учат: актриса не должна много думать головой. Если режиссер сказал: «Иди к тому дереву и поваляйся возле него», не надо задавать вопросов: «А как? А для чего?» Актриса умирает, когда начинает анализировать: становится клишированной, неживой. Так что просто делай, а тело само подскажет. Кто бы мне, 30-летней, тогда сказал, что в жизни многое работает по тем же законам...

Я вернулась из Лос-Анджелеса в свою съемную московскую квартиру на «Рижской» и увидела его вещи. После восьми лет отношений на расстоянии мы решили наконец съехаться. Несколько коробок, чемодан — в голове тут же стали всплывать картинки из прошлого.

Мы познакомились, когда я еще училась в актерской студии в Риге, а начали встречаться, когда стала студенткой ВГИКа. Он работал дизайнером интерьеров и в качестве хобби занимался музыкой — у него была своя группа. Вместе мы пережили многое: мои неудачи, потом большой успех — это ведь тоже надо сдюжить. Особенно мужчине. Особенно творческому.

После «Дневника доктора Зайцевой» я была «на волне». Его же дизайнерская карьера, наоборот, больше напоминала тихую гавань. В Латвии, как и во всем мире тогда, грянул финансовый кризис. У Вадима он совпал с кризисом творческим. Четыре года, ровно половину того времени, что мы были вместе, он находился в затяжной депрессии. Наши многочасовые разговоры по скайпу стали часто заканчиваться ссорами, обидами. Живи мы вместе, все можно было бы решить простыми объятиями. А тут как? Я ему: «Как дела?» — из Москвы. Он мне: «Нормально», — из Риги. Тут бы мне поставить ультиматум: «Слушай, реальность такова: я — тут, ты — там. И мне такая история не подходит, давай что-то решать». Но я так не могла, не умела. Поэтому с вопросом о его переезде ко мне старалась не давить. Мне казалось, что я, как мудрая и понимающая женщина, поступаю правильно. А на деле лишь срывала пластырь с кровоточащей раны — медленно, мучительно, больно...

Яна Крайнова с мамой Ларисой. Фото: из архива Я. Крайновой

После нескольких лет аккуратных намеков Вадим наконец сдался. Новую главу наших отношений мы решили открыть сразу после того, как я вернусь из Америки. В Лос-Анджелес я ехала учиться актерскому мастерству у знаменитого голливудского коуча Иваны Чаббак. Но помимо того, что она классный мастер, Ивана оказалась еще и офигенным психологом — разворотила меня так, что по возвращении в Москву я сразу позвонила Вадиму. «Не приезжай. Вещи потом заберешь», — сказала ему, обрывая последнюю ниточку, которая нас связывала.

Понимала, что здесь, в Москве, ему нужно будет время, чтобы освоиться. А я уже дошла до предела. Не могла ни любить, ни терпеть, ни поддерживать. А главное, я просто не понимала, зачем мне этот мужчина.

Есть такая прекрасная фраза: «В отношениях мы сходимся травмами». Изголодавшись по заботе, которую все эти годы так не смогла почувствовать от Вадима, я притянулась к другому мужчине, который эту заботу смог мне дать. Все мои проблемы решались буквально по щелчку пальцев. Я удивлялась: а так тоже бывает? Живительная влага упала на мою сухую почву, и я впитывала ее с жадностью. А когда все улеглось, вдруг поняла, что круто запуталась. Мне стало страшно, что совершила фатальную ошибку, расставшись с любимым человеком, быть может, предначертанным мне судьбой. Я же такая — у меня все на всю жизнь. Если выбираю мужчину, мне не нужно прыгать туда-сюда. Уверена, Вадим был бы прекрасным папой. Каким мужем — кто знает, а папой — замечательным.

Яна Крайнова с папой Сергеем. Фото: из архива Я. Крайновой

Все эти мысли разрывали меня. Я сильно похудела — из хорошенькой, с формами доктора Зайцевой превратилась в тощую стерву с длиннющими белыми волосами. И именно такой меня утверждают на роль в «Гадалке». Мы очень часто говорим, что успех приходит только на энергию и витальность, на то, что ты находишься не в позиции жертвы. А оказалось, что и на такое притягивается. На пробах я излучала холодный секс — и это было то, что нужно. А в жизни...

Однажды вернулась домой, села на кровать — и меня накрыло первой в жизни панической атакой: я стала задыхаться. Кортизол рванул вверх так, что не соображала, что делать. Маленькими вздохами пыталась ухватить ускользающий воздух. Мой кот Пиу сидел напротив и смотрел на меня с ужасом. Вдруг в голове промелькнула мысль: «Яна, тебе просто нужно с кем-то поговорить». Бросаюсь к телефону, набираю номер своей подруги детства Вики — мы с ней дружим уже 30 лет, с первого класса латвийской школы вместе. Только я уехала в Москву поступать, а она — в Стокгольм. И до сих пор там живет с семьей.

Яна Крайнова с подругой Викой. Фото: из архива Я. Крайновой

Несмотря на поздний час — а было уже глубоко за полночь, — она взяла трубку.

— Просто поговори со мной, — пытаюсь сказать я, но выходит какая-то мешанина из букв и звуков.

Вика сразу «выкупила», что происходит, и стала отвлекать разговорами: «А помнишь, мы с тобой в прошлом в Москве ходили туда-то сюда-то...»

— Д-да! — отвечаю.

А про себя думаю: «Блин, у меня такая проблема сейчас, а она какие-то глупости спрашивает». Но именно эти глупости и вывели меня из оцепенения.

— Слушай, — говорю ей, — у меня сейчас четыре дня выходных между съемками, я к тебе прилечу.

Билет, самолет, Стокгольм. Ночью в квартире Вики мы пьем вино, слушаем «Сплин», «Наутилус», долго разговариваем — все как по классике, как в юности, когда страдаешь по какому-нибудь мальчику. Наутро после таких посиделок как рукой все снимало. Но я просыпаюсь — так же плохо.

«Понятно, — говорит Вика. — Тогда поехали...»

Я была в таком апатичном состоянии, что даже не поинтересовалась куда. Еле дошла до машины, каждый шаг мне давался с таким трудом, как будто я взбираюсь на вершину Эвереста, настолько сил не было. Теперь понимаю тех людей, которые в депрессии с дивана встать не могут. Это действительно сложно: гормоны работают так, что ни серотонина, ни дофамина — гормонов счастья — нет. И жизненных сил — соответственно. И самый бесполезный совет, который в этот момент можно дать, — перестать дурью маяться и пойти поработать. Это не апатия, которую можно так вылечить, тут уже нужны специалисты.

Алена Чехова, Никита Сергеевич Михалков и Яна Крайнова на показе «Русский cилуэт», 2023 год. Фото: из архива Я. Крайновой

Вика привезла в спальный район Стокгольма. Совершенно такой же, как и все остальные спальные районы — чтобы вы не думали, что там повсюду готика и романский стиль. Заходим в какой-то дом, поднимаемся по лестнице, дверь открывает женщина с котом, черным как смоль. Вика толкает меня в квартиру и закрывает за мной дверь. Я в шоке. Незнакомая женщина улыбается.

— Привет, Яна. Я Инна, психолог...

— Не-не-не! Что за бред! Меня обманным путем сюда заманили! — Я пытаюсь справиться с дверным замком, чтобы сбежать, но ничего не выходит.

Даже не пытаясь меня остановить, Инна продолжает тем же спокойным тоном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
«Я всегда старалась успевать жить» «Я всегда старалась успевать жить»

Серии «Комбинации», где Анастасия Уколова исполняет одну из главных ролей

OK!
«Аббатство Даунтон»: Миллионные вложения, армия поклонников и похвала Елизаветы II «Аббатство Даунтон»: Миллионные вложения, армия поклонников и похвала Елизаветы II

Почему именно «Даунтон» завоевал сердца зрителей? Здесь нет ничего случайного

Караван историй
«Папа, давай заморозим твой мозг». Как с помощью крионики хотят победить смерть «Папа, давай заморозим твой мозг». Как с помощью крионики хотят победить смерть

Сможет ли крионика подарить людям вечную жизнь?

СНОБ
9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра 9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра

Что отличает хорошего нейл-дизайнера от плохого?

VOICE
Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги

Как появился ярлык Made in China, что он значит для производителей и покупателей

СНОБ
У шмелей вызвали ложные воспоминания У шмелей вызвали ложные воспоминания

Шотландская ученая заставила шмелей сформировать ложные воспоминания

N+1
Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету

Почему Леонардо Ди Каприо и другие звезды занялись защитой планеты?

Forbes
Антикризисная программа Антикризисная программа

Кризис семейной жизни — дело житейское, но как к нему подготовиться?

Добрые советы
Кто придумал Гамлета? Кто придумал Гамлета?

Гамлет, принц датский, впервые увидел свет задолго до Шекспира

Дилетант
С первого взгляда С первого взгляда

Как расширить маленькую прихожую визуально и не только: подсказки и лайфхаки

Добрые советы
«Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства «Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства

Глава из книги «Десять жизней Мариам»

Forbes
Два алтаря для одной жертвы Два алтаря для одной жертвы

Как героиня греческого мифа Ифигения из символа подвига стала символом отчаяния

Weekend
Солист группы «Комната культуры» Евгений Трофимов: Песню «Поезда» я написал за 20 минут Солист группы «Комната культуры» Евгений Трофимов: Песню «Поезда» я написал за 20 минут

Какую песню Евгений Трофимов называет самой «выстраданной»

СНОБ
Пусть не говорят Пусть не говорят

Давай разберемся, чем и почему ты можешь раздражать других сотрудников

VOICE
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Несчастливы вместе Несчастливы вместе

«Жизнь»: немецкая семейная драма, подражающая американскому роману

Weekend
Ирина Безрукова: «Важно успевать жить свою жизнь» Ирина Безрукова: «Важно успевать жить свою жизнь»

Ирина Безрукова: секреты ухода за собой и любовь к орхидеям

Здоровье
Моторный допинг Моторный допинг

Велогонки – один из самых скандальных с точки зрения допинга видов спорта

ТехИнсайдер
Стреляющая камера на защите вашего дома: безумные изобретения и открытия со всего мира Стреляющая камера на защите вашего дома: безумные изобретения и открытия со всего мира

Самые необычные изобретения и шокирующие открытия ученых со всего света

ТехИнсайдер
«Прогноз погоды на сто лет. Как меняется климат Земли и что с этим делать» «Прогноз погоды на сто лет. Как меняется климат Земли и что с этим делать»

Как изменение температуры приводит в движение экосистемы

N+1
«Это был последний шанс изменить жизнь» «Это был последний шанс изменить жизнь»

История о том, как жизнью человека управляли наркотики

Psychologies
Гигантский оползень в Гренландии услышали сейсмостанции всего мира Гигантский оползень в Гренландии услышали сейсмостанции всего мира

USO вызвало цунами на исследовательской станции в гренландском фьорде Диксон

ТехИнсайдер
Антиалкогольная компания Антиалкогольная компания

Десятка выдающихся пьяниц, алкоголиков и выпивающих героев мирового киноэкрана

Weekend
Как в России жили, спивались и умирали слоны Как в России жили, спивались и умирали слоны

Трагические истории слонов, которых дарили персидские правители российским царям

СНОБ
Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи

Андрей Шаповалов о том, почему шаманские ритуалы не такие, как думают обыватели

СНОБ
«Пингвин» с Колином Фарреллом: амбициозная история об еще одном противнике Бэтмена «Пингвин» с Колином Фарреллом: амбициозная история об еще одном противнике Бэтмена

О судьбе антигероя Пингвина в комиксах и на экране

Forbes
Муж не терпит моих подруг Муж не терпит моих подруг

Что делать, если твой муж недолюбливает твоих подруг?

Лиза
Спагетти-монстр Спагетти-монстр

SWM G01F: китайский кроссовер для Cпиди-гонщика

Автопилот
Гастромир изнутри Гастромир изнутри

Что делает гастросцену России такой уникальной и успешной?

Men Today
Открыть в приложении