Чем чревата сдержанная политика в отношении новых властей Сирии?

МонокльОбщество

Сирийский демократический терроризм

Новая власть в Дамаске работает по лекалам западных разведок, но неспособна скрыть свой радикализм и разрешить внутренние клановые противоречия

Елена Горбачева

Ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сухов

Новые власти Сирии приняли временную конституцию, которая на пять лет закрепляет власть над страной за группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам»*. Несмотря на старания западных лидеров по обелению имиджа бывшего филиала «Аль-Каиды»*, визиты, рукопожатия и совместные фото в выглаженных костюмах, чуда не произошло: никакой инклюзивностью и терпимостью к меньшинствам в конституции и не пахнет.

* Упомянутые в статье организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Аль-Каида», «Хайят Тахрир аш-Шам» и др. признаны террористическими и экстремистскими и запрещены на территории России.

После массовых убийств алавитов, христиан, шиитов делать вид, будто пришедшие к власти боевики в Сирии всерьез решили порвать со своим террористическим прошлым, не приходится. Какие обстоятельства диктуют сдержанную политику в отношении новых сирийских властей со стороны мирового сообщества и чем это чревато? Об этом «Монокль» поговорил с ведущим научным сотрудником Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николаем Суховым.

Протесты в Женеве против насилия в Сирии. EPA/Martial Trezzini

— Двенадцатого февраля наш президент говорил по телефону с фактическим руководителем Сирии Абу Мухаммедом аль-Джулани, или Ахмедом аш-Шараа, как его еще называют. А на позапрошлой неделе мы были свидетелями резни, устроенной боевиками в Латакии. Только ли наличие российских баз диктует суровую необходимость контактировать с новыми сирийскими властями?

— Судьба баз, безусловно, определяет прагматичный подход российского руководства к последним событиям в Сирии, которые можно охарактеризовать как геноцид этноконфессиональных меньшинств, устроенный боевиками, напрямую аффилированными с новыми властями Сирии, — а об этой связи кричат нашивки на их форме. Это видно на тех видео, которые они сами же сняли и выложили в сеть.

Долговременная политика России в этом регионе подразумевает сохранение присутствия и влияния в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, причем в этой политике есть несколько уровней — и уровень противодействия НАТО, и глобальный уровень как игрока на Ближнем Востоке, равноценного США, который находится тут же, по соседству. Все это определяет такую сдержанную, на мой взгляд, реакцию на произошедшие события.

— Правда ли, что российская база в Сирии нужна не только нам?

— Не хотелось бы спекулировать, но я во многом согласен, что сейчас и сам Ахмед аш-Шараа, и его руководство, и гражданские соратники, и Израиль, и американцы могут быть заинтересованы в том, чтобы наши базы оставались. И как элемент политического баланса, и как элемент гуманитарной помощи. Потому что через них удобно доставлять и обеспечивать различные виды гуманитарных грузов, причем не обязательно из России. Наконец, там можно, как выяснилось, и беженцев принять.

— А тем, кто стоит за Джулани, это выгодно?

— Главный их финансовый спонсор — Катар, операционный — Турция. Причем турки больше остальных заинтересованы в том, чтобы наши базы оттуда ушли. Для России эти базы — точка подскока для продолжения освоения Африки, и в этом мы прямые конкуренты туркам, которые там активно действуют.

— Не будет ли цена содержания баз слишком высокой?

— Если в денежном отношении, то это вопрос торга. И тут уже нашему руководству решать, какова ценность этих баз во всех отношениях — геополитическом, региональном и так далее. Она, ко всему прочему, складывается не только из аренды, но еще и из той экономической помощи, на которую рассчитывают сирийцы, и они откровенно об этом говорят. Они хотят получить компенсацию «за тот ущерб, который Россия нанесла сирийскому народу своими бомбардировками на протяжении многих лет». Это вопрос торга и вопрос целесообразности, который не всегда превалирует при принятии политических решений, и военных, к сожалению.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении