Раскрутить бизнес на полбяном хлебе
Компания «Здоровый хлеб» вышла с инновационным продуктом на рынок, на котором, казалось бы, нет места инновациям — рынок хлебопечения. И преуспела
Один клик в телефоне на иконку приложения «Вкусвилл» — и вот каталог продуктов, второй клик по запросу «белково-полбяной хлеб» — и перед глазами небольшой батон овальной формы весом 290 граммов за 147 рублей из муки полбы, муки бобов люпина, муки льна, порошка топинамбура, изюма, семян подсолнечника, с информацией на упаковке о том, что в 100 граммах продукта содержится 15% белка, 45% пищевых волокон, витамины В1 и В6. Третий клик — и необычная по составу булка, изготовленная петербургской компанией «Здоровый хлеб», отправляется в корзину покупок, а сетевой ретейлер обещает доставить ее вам за два часа. Вот так просто и быстро теперь можно войти в число осознанных потребителей, то есть людей, выбирающих для себя не еду с «пустыми» калориями, а функциональные продукты — максимально насыщенные пользой, сбалансированные, с высоким содержанием необходимых человеческому организму ингредиентов.
Но чтобы «простота» выбора стала доступной, когда-то и кому-то должна была прийти в голову идея выпускать такие продукты, кто-то должен был иметь сильную мотивацию на их создание и веру в то, что такая еда очень нужна не только его близким, но и другим людям. В создании белково-полбяного хлеба таким человеком стала Виктория Долгих — молодой ученый, кандидат биологических наук, основатель и генеральный директор малой технологической компании ООО «Здоровый хлеб». Кроме того, Виктория является председателем правления зарегистрированной в сентябре этого года Ассоциации производителей и поставщиков функциональных продуктов питания и ингредиентов (АПП ФППИ), председателем экспертного совета Роскачества по развитию рынка функционального питания, председателем Совета по развитию технологий в агропромышленном комплексе и новым продуктам питания Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
О том, для чего ей понадобилось брать на себя такую большую общественную нагрузку, не забывая при этом о развитии собственного бизнеса, выручка которого за несколько лет выросла с 3 млн до 215 млн рублей в год, а также о перспективах развития рынка функциональных продуктов питания в России, Виктория Долгих рассказала «Моноклю».
— Всегда интересна мотивация, с которой человек идет в тот или иной бизнес. Почему вы решили заняться хлебным делом?
— Идея открыть хлебный бизнес была и для меня самой совершенно неожиданной. Я рассчитывала реализовать себя в ином направлении, так как получила прекрасное образование на факультете психологии МГУ имени Ломоносова, занималась наукой, защитила кандидатскую диссертацию, создала свой психологический центр и авторский метод работы. Но тут у моего двухлетнего сына появилась аллергия, и я задумалась над тем, чем же его надо кормить. Мы уже переехали из Москвы в Петербург, в город Пушкин, где можно было на рынке купить хорошие простые продукты, овощи и фрукты, но что касается многокомпонентных продуктов, к которым относятся хлеб и все мучные кондитерские изделия, то с этим беда: они все были рафинированными, из очищенной муки, бедные по составу, но с большим количеством «пустых» калорий.
Я стала думать о том, что же приготовить ребенку полезного, материнство меня подтолкнуло к изучению материалов по функциональному питанию, к знакомству с ингредиентной базой создания хлеба. В итоге я испекла свой первый хлеб! На удивление, он получился. Хлеб был из полбы, льна, топинамбура, а закваску я сделала из пророщенной ржи.
Меня этот опыт невероятно вдохновил, а так как я человек общительный, то тут же стала рассказывать о своем хлебе подругам, мамам во дворе, где все гуляли со своими детками. И меня стали просить готовить такой хлеб и продавать им, так как он получался вкусным и питательным. Я сделала несколько видов хлеба, каждый раз совершенствовала рецептуру, все записывала, пробовала еще и еще раз. Я никогда раньше не увлекалась выпечкой, но тут был другой интерес — проверить, насколько интересен людям этот продукт, такой естественный тест продаж. Это уже спустя годы я понимаю, насколько все было верно, а тогда я поступала интуитивно, ведь никакие курсы по бизнесу не оканчивала, акселерационные программы не проходила, просто очень хотелось кормить людей, особенно детей, полезным хлебом.
Потом я подумала, что можно такой хлеб предложить на реализацию в магазин здорового питания. Продажи были нормальные, только вот процесс приготовления хлеба для меня становился все более обременительным. Родился второй ребенок, мне стало действительно тяжело, замесы хлеба я делала уже ночью — уложу всех и с одиннадцати вечера до двух ночи пеку хлеб, при этом днем — на работу в свой психологический центр. И я все больше уставала от рутинного, регулярного и длительного процесса приготовления. Стала говорить подругам: «Давайте я буду проводить мастер-классы, а печь хлеб вы будете дома сами?» От чего они дружно отказались и встречно предложили: «Может, ты откроешь пекарню?»
— И вы согласились?
— Не сразу, с момента выпечки первой булки, а это было в 2014 году, до открытия юрлица прошло три года, можно сказать, бизнес рос органично и естественно, поэтапно. Я начала размышлять о пекарне. И вопросы стали цепляться один за другим: а какой будет объем производства, какой тоннаж, как это все прикинуть через технологический процесс, сколько понадобится инвестиций, сколько надо закупить оборудования, какого размера необходимо помещение: я почти год занималась этими вопросами. Мне очень помогла питерская компания «Русская трапеза», производитель упаковочного, хлебопекарного и технологического оборудования. Был период, когда я ездила к ним почти ежедневно, а их технолог, проникшись моей идеей, помогала мне постичь процесс хлебопечения, вместе мы составили всю линейку необходимого оборудования.
Параллельно в филиале НИИ хлебопекарной промышленности в Пушкине шла доработка хлеба до промышленного образца, плюс с экономистом мы составляли финансовую модель, очень долго, восемь месяцев, искали нужное помещение. Потому что это пищевое производство, много параметров должно совпасть — наличие городских коммуникаций, расположение помещения так, чтобы можно было развести производственные потоки, то есть сырье должно входить в одни двери, а готовая продукция выгружаться через другие, и еще масса санитарных норм и требований. В итоге мы нашли такое помещение в Красном Селе, у нас под Питером, бывшая военная столовая. Поначалу нам казалось, что это огромное помещение, половину площади мы долго не использовали, думали, что нам еще расти и расти до таких объемов, а теперь уже и тесно.
— Сколько вы инвестировали в свой проект?
— Первоначально мы составляли бизнес-план на 20 миллионов рублей с окупаемостью в три года. Конечно, сроки окупаемости вышли больше, но вот точки безубыточности мы достигли достаточно быстро, за два года. Если же говорить об общих инвестициях за все время работы компании, то они составили около 100 миллионов рублей — 60 миллионов в оборудование, включая средства двух грантов от Фонда содействия инновациям по программе «Коммерциализация» (в 2020 и 2023 годах) на сумму 37 миллионов рублей плюс порядка 40 миллионов рублей вложений в операционные нужды — аренду, зарплату и так далее.
Инвестировали как свои, так и кредитные средства, средства грантов. Часть оборудования, к примеру, покупали в кредит от МСП-банка под гарантию Корпорации МСП. Фактически это был уникальный венчурный кредит под индивидуальные условия, ведь у нас не было даже отгрузок продукции, а мы получили средства под 8,5 процента годовых на десять лет.
Конечно, сначала было непросто справляться со всеми платежами и кредитной нагрузкой, но тут все зависит от того, в какой точке развития находится компания: пока обороты маленькие, то все тяжело, а сейчас эти расходы занимают небольшую долю в затратах. После выхода на безубыточность рост пошел уверенный, только 2022 год был таким плато, практически с оборотом предыдущего года, потому что все торговые сети замерли в ожидании, не вводили новые товары в продажу. А потом пошел хороший рост, выручка 2023 года составила 126 миллионов рублей, а этот год завершим где-то на уровне 215 миллионов. То есть за три года среднегодовой прирост составляет 60–70 процентов. Наша рентабельность выше рынка хлебобулочных изделий, потому что мы выпускаем изделия с добавленной стоимостью, но при этом объемы у нас не такие большие, как на заводах, которые производят обычный хлеб, ведь у нас все-таки нишевый продукт.
Как правильно замесить тесто
— Что же за чудо-хлеб такой вы создали? И как измеряется его польза?
— Уникальность нашего белково-полбяного хлеба подтверждена патентом на изобретение, он содержит четыре вида сырья — полбу, лен, люпин, топинамбур, производится на закваске, без сахара, хлебопекарных дрожжей, пшеничной очищенной муки. Хлеб получился мультифункциональным, для всех категорий потребителей — и просто чтобы быть здоровым, и как профилактический продукт.