Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

PsychologiesКультура

Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

О культуре отмены, самосуде и массовом линчевании — в книге британского философа Джонатана Сакса «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» (Книжники, 2024). Публикуем главу из нее.

1920x1080_0xIlbQA0IY_8120850411381421630.jpg
Кадр из фильма «Герой наших снов». Фото: «Кинопоиск»

Примеры

Сэр Тим Хант

В 2015 году сэр Тим Хант, получивший в 2001-м Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие белков, управляющих делением клеток, выступил с лекцией на Всемирной конференции научных журналистов в Сеуле (Южная Корея). Когда его попросили высказаться о вкладе женщин в науку, он решил начать с шутки: «Позвольте мне рассказать вам о своих проблемах с девушками. Когда ты находишься в лаборатории, происходят три вещи: ты влюбляешься в них, они влюбляются в тебя, а когда ты их критикуешь, они плачут». Было понятно, что говорится это в шутливом тоне, ибо тут же он сказал: «А теперь серьезно…» — и далее продолжил лекцию, исключительно положительно оценив роль женщин в науке. Однако его шутка попала в Twitter и получила широкую огласку, вызвав гнев и негативные отзывы в прессе.

Ханта вынудили уйти с поста почетного профессора факультета естественных наук Университетского колледжа Лондона и из комитета по присуждению премий в области биологических наук Королевского общества. Ему дали понять, что если он немедленно не подаст в отставку, его уволят. Позднее несколько ученых выступили в его защиту, в том числе и женщины-коллеги, рассказавшие о том, как он помогал им в научной работе.

Его жена Мэри Коллинз сама была выдающимся ученым. Но в разгоревшемся скандале, вызванном злокозненным твитом, дать отпор было невозможно. В одночасье он стал изгоем.

Жюстин Сакко

В книге «Итак, вас публично опозорили» Джон Ронсон рассказывает историю Жюстин Сакко, PR-директора интернет-компании IAC. 20 декабря 2013 года она летела авиарейсом из Нью-Йорка в Кейптаун. Во время пересадки в Хитроу она отправила несколько твитов юмористического характера. Один из них был такой: «Лечу в Африку. Надеюсь, я не подхвачу СПИД. Шучу — я же белая». В течение получаса она заглядывала в Twitter, но не было ни одного отклика. Сам полет занял одиннадцать часов, и почти все это время она спала. Приземлившись, она узнала, что за эти часы стала главной темой в Twitter. Она потеряла работу. Ее осуждали блогеры и знаменитости во всем мире. За одиннадцать дней, прошедших после отправки ею твита и до конца декабря, ее имя гуглили 1 220 000 раз.

Новая среда социальных медиа сделала практически любое публичное высказывание необычайно опасным. Один журналист признался Ронсону: «В случае с соцсетями я вдруг почувствовал себя так, словно хожу на цыпочках вокруг непредсказуемого, злобного, неуравновешенного родителя, который в любой момент может вмазать». Социальные сети, по сути, вернули практику публичного унижения («шейминг») — тот грубый произвол, который существовал до Нового времени и еще встречается там, где правоохранительная система неэффективна и поэтому соблюдение общественных норм обеспечивают, не имея на то официальных юридических полномочий, группы добровольцев-линчевателей.

Лишь в одном отношении эта новая форма унижения может играть важную позитивную роль. Она позволяет тем, у кого при других обстоятельствах не было бы ни времени, ни денег, ни ресурсов, привлечь внимание общественности к недостойному поведению. Я имею в виду случаи сексуального домогательства и педофилии, вскрывшиеся после обвинений кинопродюсера Харви Вайнштейна и ряда католических священников. И публичное разоблачение, и публичное унижение в данном случае были уместны.

В таких случаях социальные сети предоставляют право голоса тем, кто прежде был лишен его или кого могли запугать люди или учреждения, наделенные властью и мощной юридической защитой. Это пример несомненно положительный, показывающий, как расширяются наши возможности, в том числе и как моральных субъектов.

Самосуд, однако, опасен тем, что он не подчиняется никаким правовым нормам. Нет надлежащей правовой процедуры. У обвиняемого мало шансов представить свою точку зрения. Нет и речи о беспристрастном суде, решающем, было ли совершено правонарушение и если было, то какое ему соответствует наказание. Вместо правосудия вершится суд толпы. А когда наступает вольница, очень трудно отличить настоящие преступления от голословных обвинений, продиктованных злорадством, или желанием мести, или другими отнюдь не моральными соображениями.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Взяли матушек, сделали круг с молитвами: Андрей Малахов вспомнил о неожиданном звонке Жанны Фриске Взяли матушек, сделали круг с молитвами: Андрей Малахов вспомнил о неожиданном звонке Жанны Фриске

Андрей Малахов поддерживал связь с Жанной Фриске до самой ее смерти

VOICE
У банков появился интеллект. Искусственный У банков появился интеллект. Искусственный

Крупнейшие банки почти достигли пределов развития в финансовой сфере

Монокль
Женская самоценность: 3 ступени к уверенности в себе Женская самоценность: 3 ступени к уверенности в себе

Женская уверенность в себе: из чего она состоит и можно ли её укрепить?

Psychologies
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Пойти по следу Пойти по следу

Как избавиться от пигментации и последствий акне

Лиза
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Мир искусственного света Мир искусственного света

Ученые СПбГУ сделали светодиоды ярче и долговечнее

Санкт-Петербургский университет
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Саундтрек «Пингвина»: какая музыка звучит и что она символизирует в сериальном хите этой осени Саундтрек «Пингвина»: какая музыка звучит и что она символизирует в сериальном хите этой осени

Разбор саундтрека «Пингвина»: главные элементы его музыкальной составляющей

СНОБ
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
«О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке» «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке»

Когда наш мир утонет в расплавленном металле

N+1
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
«Ты настоящая молния»: как Билли Джин Кинг помогла создать женскую хоккейную лигу «Ты настоящая молния»: как Билли Джин Кинг помогла создать женскую хоккейную лигу

Как Билли Джин Кинг реализовала мечту более 200 хоккеисток

Forbes
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
Объект неустанного разоблачения Объект неустанного разоблачения

Тайная полиция, спрятанные сокровища и другие мифы о Ватикане

Weekend
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом

«Антон тут рядом» системно поддерживает людей с аутизмом и дает им рабочие места

Forbes
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Открыть в приложении