АвтоВАЗ под натиском китайских конкурентов заметно сокращает свою долю рынка

МонокльБизнес

Нелады с «Ладой»

Продажи на российском авторынке взлетели до рекордных показателей за последние три года. Но на фоне всплеска потребительского спроса тревожно выглядит положение ведущего отечественного автопроизводителя: АвтоВАЗ под усиливающимся натиском китайских конкурентов заметно сокращает свою долю рынка

Алексей Грамматчиков

По итогам августа этого года доля АвтоВАЗа на российском авторынке снизилась до 26%, в то время как в 2023 году она составляла 35%. Софья Сандурская/ТАСС

На российском авторынке очередной всплеск спроса, граничащий с ажиотажем. По итогам восьми месяцев текущего года продажи новых машин пересекли символичную миллионную черту, достигнув 1,003 млн единиц. Это почти столько же, сколько было продано за весь 2023 год (1,05 млн), а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составляет внушительные 65%.

Но особенно рынок отличился в августе. По результатам последнего месяца лета реализация новых автомобилей взлетела до 148,3 тыс. единиц (см. график 1), это рекордный месячный показатель за последние три года. Последний раз такие продажи наблюдались весной и летом 2021 года: в марте–июне они превышали 150 тыс. единиц в месяц.

Казалось бы, авторынок демонстрирует восстановление после двух кризисных лет. Но это, к сожалению, не так. Приходится констатировать, что нынешний рост спроса образовался искусственно и связан он с ожиданием очередного подорожания машин. И это не первый подобный всплеск потребительской активности. В марте покупатели тоже ринулись в автосалоны — тогда, напомним, было широко объявлено, что с 1 апреля в РФ будут введены новые правила таможенного оформления автомобилей. Никто не разобрался, что касаются они только машин, ввозимых по схемам параллельного импорта (их доля на рынке не превышает 10%). Общий информационный фон создавал впечатление, что скоро взлетит цена на все машины без исключения. К тому же в начале года на складах у импортеров скопились партии нераспроданных прошлогодних машин. Чтобы разгрузить складские стоки, к началу весны поставщики начали давать существенные скидки, в результате в марте продажи подскочили до 146,5 тыс. единиц.

Но сейчас спрос превысил даже эту отметку. И опять главная причина — не-здоровый информационный фон. Речь идет о возможном повышении утилизационного сбора с 1 октября. Еще в середине июля переполох наделала публикация правительственного постановления, согласно которому текущая ставка утилизационного сбора для импортируемых автомобилей должна вырасти на 75–80%. До сих пор неясно, вступит ли это постановление в силу, но российский автобизнес предупреждает, что, если это произойдет, новые машины подорожают. Рост цен может достигнуть сотен тысяч рублей. Например, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) говорят, что подорожание в среднем может составить 10–15%, то есть машины станут дороже в среднем на 300– 400 тыс. рублей. Все это стимулирует людей покупать, «пока не поздно».

И хотя осенью участники рынка ожидают спада спроса, в любом случае общие продажи новых авто в РФ по итогам года, скорее всего, превысят 1,5 млн единиц — это в полтора раза больше, чем в прошлом году, и сравнимо с докризисными показателями (см. график 2).

Шаткое положение

В новой экономической реальности на российском авторынке сформировалось два основных типа игроков: пришедшие на смену производителям из недружественных стран китайские компании и отечественный лидер рынка АвтоВАЗ. Увы, в последние месяцы конкурентное противостояние складывается не в пользу последнего: доля тольяттинского автогиганта постепенно снижается. По данным «Автостата», за восемь месяцев текущего года она составила 28%, в то время как за восемь месяцев 2023-го — 31,4%. А по итогам августа она и вовсе опустилась до 26%.

Номинально продажи АвтоВАЗа динамично растут. По итогам текущего года предприятие планирует выпустить порядка полумиллиона автомобилей, то есть выйти на докризисный уровень (см. график 3). Но такой рост производства не поспевает за восстанавливающимся рынком и наращивающими темп китайскими конкурентами. Например, за восемь месяцев этого года продажи машин Lada выросли на 47%, до 281 тыс. единиц, в то время как, например, ее ближайший конкурент — китайская марка Haval — увеличила продажи на 100% (до 116,6 тыс.). Продажи другой китайской марки — Geely — выросли на 94% (86,7 тыс.). А Changan умудрился за последний год поднять реализацию своих машин в РФ в три с половиной раза — на 242% (71 тыс.; см. таблицу).

Да, показатели ближайших конкурентов АвтоВАЗа, таких как Haval и Chery, отстают от него в два с половиной раза и более. Но все вместе китайские производители по итогам августа заняли более 60% рынка. И это при том, что такие ведущие китайские автогиганты, как, например, BYD, SAIC или FAW, еще в полной мере не обрушили свою мощь на российский авторынок. Так что положение тольяттинского предприятия выглядит все более шатким.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Добрая дочь Витовта» «Добрая дочь Витовта»

Для средневековой истории ребёнок на престоле — практически гарантия смуты

Дилетант
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Муравьи запомнили запах своих врагов Муравьи запомнили запах своих врагов

Черные садовые муравьи запоминают своих сородичей из других колоний после стычек

N+1
Альфа-самцы павианов потратили много энергии на поддержание альфа-статуса Альфа-самцы павианов потратили много энергии на поддержание альфа-статуса

Как ранг доминирования влияет на здоровье и физиологию животного

N+1
Нет вайба Нет вайба

Что делать, если пропало желание работать

Лиза
Как победить прокрастинацию Как победить прокрастинацию

Не можете избавиться от привычки откладывать дела на потом?

ТехИнсайдер
Миллионы за штопку дырок Миллионы за штопку дырок

За год белые хакеры обнаружили более 6000 уязвимостей в российских IТ-системах

Ведомости
7 ошибок, мешающих вам стать увереннее в себе 7 ошибок, мешающих вам стать увереннее в себе

Как поднять самооценку? Отказаться от вредного или отжившего себя старого

Psychologies
8 главных мифов о зимнем вождении 8 главных мифов о зимнем вождении

Развенчиваем главные заблуждения о вождении зимой

Maxim
Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах? Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах?

Что может стать причиной разрыва для долгого союза?

Psychologies
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
Какую разницу в возрасте с партнером предпочитают мужчины и женщины: ответ психологов Какую разницу в возрасте с партнером предпочитают мужчины и женщины: ответ психологов

Правда ли: чем мы старше, тем больше стремимся заводить романы с молодежью?

Psychologies
Обзор «Нива Трэвел»: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор «Нива Трэвел»: плюсы и минусы, комплектации, фото

Культовый российский внедорожник в представлении не нуждается

РБК
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко: Россия входит в топ-10 по индексу цифровой зрелости госуправления Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко: Россия входит в топ-10 по индексу цифровой зрелости госуправления

О том, чего уже удалось достичь в развитии цифровых технологий в России

Ведомости
Tabor уехал домой Tabor уехал домой

Почему сервисы онлайн-знакомств теряют аудиторию

Ведомости
Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев

Генетики проанализировали ДНК больше ста представителей группы рауте

N+1
Открыть в приложении