АвтоВАЗ под натиском китайских конкурентов заметно сокращает свою долю рынка

МонокльБизнес

Нелады с «Ладой»

Продажи на российском авторынке взлетели до рекордных показателей за последние три года. Но на фоне всплеска потребительского спроса тревожно выглядит положение ведущего отечественного автопроизводителя: АвтоВАЗ под усиливающимся натиском китайских конкурентов заметно сокращает свою долю рынка

Алексей Грамматчиков

По итогам августа этого года доля АвтоВАЗа на российском авторынке снизилась до 26%, в то время как в 2023 году она составляла 35%. Софья Сандурская/ТАСС

На российском авторынке очередной всплеск спроса, граничащий с ажиотажем. По итогам восьми месяцев текущего года продажи новых машин пересекли символичную миллионную черту, достигнув 1,003 млн единиц. Это почти столько же, сколько было продано за весь 2023 год (1,05 млн), а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составляет внушительные 65%.

Но особенно рынок отличился в августе. По результатам последнего месяца лета реализация новых автомобилей взлетела до 148,3 тыс. единиц (см. график 1), это рекордный месячный показатель за последние три года. Последний раз такие продажи наблюдались весной и летом 2021 года: в марте–июне они превышали 150 тыс. единиц в месяц.

Казалось бы, авторынок демонстрирует восстановление после двух кризисных лет. Но это, к сожалению, не так. Приходится констатировать, что нынешний рост спроса образовался искусственно и связан он с ожиданием очередного подорожания машин. И это не первый подобный всплеск потребительской активности. В марте покупатели тоже ринулись в автосалоны — тогда, напомним, было широко объявлено, что с 1 апреля в РФ будут введены новые правила таможенного оформления автомобилей. Никто не разобрался, что касаются они только машин, ввозимых по схемам параллельного импорта (их доля на рынке не превышает 10%). Общий информационный фон создавал впечатление, что скоро взлетит цена на все машины без исключения. К тому же в начале года на складах у импортеров скопились партии нераспроданных прошлогодних машин. Чтобы разгрузить складские стоки, к началу весны поставщики начали давать существенные скидки, в результате в марте продажи подскочили до 146,5 тыс. единиц.

Но сейчас спрос превысил даже эту отметку. И опять главная причина — не-здоровый информационный фон. Речь идет о возможном повышении утилизационного сбора с 1 октября. Еще в середине июля переполох наделала публикация правительственного постановления, согласно которому текущая ставка утилизационного сбора для импортируемых автомобилей должна вырасти на 75–80%. До сих пор неясно, вступит ли это постановление в силу, но российский автобизнес предупреждает, что, если это произойдет, новые машины подорожают. Рост цен может достигнуть сотен тысяч рублей. Например, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) говорят, что подорожание в среднем может составить 10–15%, то есть машины станут дороже в среднем на 300– 400 тыс. рублей. Все это стимулирует людей покупать, «пока не поздно».

И хотя осенью участники рынка ожидают спада спроса, в любом случае общие продажи новых авто в РФ по итогам года, скорее всего, превысят 1,5 млн единиц — это в полтора раза больше, чем в прошлом году, и сравнимо с докризисными показателями (см. график 2).

Шаткое положение

В новой экономической реальности на российском авторынке сформировалось два основных типа игроков: пришедшие на смену производителям из недружественных стран китайские компании и отечественный лидер рынка АвтоВАЗ. Увы, в последние месяцы конкурентное противостояние складывается не в пользу последнего: доля тольяттинского автогиганта постепенно снижается. По данным «Автостата», за восемь месяцев текущего года она составила 28%, в то время как за восемь месяцев 2023-го — 31,4%. А по итогам августа она и вовсе опустилась до 26%.

Номинально продажи АвтоВАЗа динамично растут. По итогам текущего года предприятие планирует выпустить порядка полумиллиона автомобилей, то есть выйти на докризисный уровень (см. график 3). Но такой рост производства не поспевает за восстанавливающимся рынком и наращивающими темп китайскими конкурентами. Например, за восемь месяцев этого года продажи машин Lada выросли на 47%, до 281 тыс. единиц, в то время как, например, ее ближайший конкурент — китайская марка Haval — увеличила продажи на 100% (до 116,6 тыс.). Продажи другой китайской марки — Geely — выросли на 94% (86,7 тыс.). А Changan умудрился за последний год поднять реализацию своих машин в РФ в три с половиной раза — на 242% (71 тыс.; см. таблицу).

Да, показатели ближайших конкурентов АвтоВАЗа, таких как Haval и Chery, отстают от него в два с половиной раза и более. Но все вместе китайские производители по итогам августа заняли более 60% рынка. И это при том, что такие ведущие китайские автогиганты, как, например, BYD, SAIC или FAW, еще в полной мере не обрушили свою мощь на российский авторынок. Так что положение тольяттинского предприятия выглядит все более шатким.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе

Сможет ли бизнес пользоваться ИИ, не создавая серьезных проблем?

Монокль
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Языки на грани Языки на грани

Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения

Ведомости
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Идеальный руководитель: как найти баланс между строгостью и дружелюбием Идеальный руководитель: как найти баланс между строгостью и дружелюбием

Какие качества и подходы делают руководителя эффективным лидером?

Inc.
Налоговые оговорки в договорах: защита бизнеса от налоговых рисков Налоговые оговорки в договорах: защита бизнеса от налоговых рисков

Что такое налоговые оговорки?

Inc.
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен

Год без хита: как музыка ушла в прошлое

Правила жизни
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Открыть в приложении