АвтоВАЗ под натиском китайских конкурентов заметно сокращает свою долю рынка

МонокльБизнес

Нелады с «Ладой»

Продажи на российском авторынке взлетели до рекордных показателей за последние три года. Но на фоне всплеска потребительского спроса тревожно выглядит положение ведущего отечественного автопроизводителя: АвтоВАЗ под усиливающимся натиском китайских конкурентов заметно сокращает свою долю рынка

Алексей Грамматчиков

По итогам августа этого года доля АвтоВАЗа на российском авторынке снизилась до 26%, в то время как в 2023 году она составляла 35%. Софья Сандурская/ТАСС

На российском авторынке очередной всплеск спроса, граничащий с ажиотажем. По итогам восьми месяцев текущего года продажи новых машин пересекли символичную миллионную черту, достигнув 1,003 млн единиц. Это почти столько же, сколько было продано за весь 2023 год (1,05 млн), а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составляет внушительные 65%.

Но особенно рынок отличился в августе. По результатам последнего месяца лета реализация новых автомобилей взлетела до 148,3 тыс. единиц (см. график 1), это рекордный месячный показатель за последние три года. Последний раз такие продажи наблюдались весной и летом 2021 года: в марте–июне они превышали 150 тыс. единиц в месяц.

Казалось бы, авторынок демонстрирует восстановление после двух кризисных лет. Но это, к сожалению, не так. Приходится констатировать, что нынешний рост спроса образовался искусственно и связан он с ожиданием очередного подорожания машин. И это не первый подобный всплеск потребительской активности. В марте покупатели тоже ринулись в автосалоны — тогда, напомним, было широко объявлено, что с 1 апреля в РФ будут введены новые правила таможенного оформления автомобилей. Никто не разобрался, что касаются они только машин, ввозимых по схемам параллельного импорта (их доля на рынке не превышает 10%). Общий информационный фон создавал впечатление, что скоро взлетит цена на все машины без исключения. К тому же в начале года на складах у импортеров скопились партии нераспроданных прошлогодних машин. Чтобы разгрузить складские стоки, к началу весны поставщики начали давать существенные скидки, в результате в марте продажи подскочили до 146,5 тыс. единиц.

Но сейчас спрос превысил даже эту отметку. И опять главная причина — не-здоровый информационный фон. Речь идет о возможном повышении утилизационного сбора с 1 октября. Еще в середине июля переполох наделала публикация правительственного постановления, согласно которому текущая ставка утилизационного сбора для импортируемых автомобилей должна вырасти на 75–80%. До сих пор неясно, вступит ли это постановление в силу, но российский автобизнес предупреждает, что, если это произойдет, новые машины подорожают. Рост цен может достигнуть сотен тысяч рублей. Например, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) говорят, что подорожание в среднем может составить 10–15%, то есть машины станут дороже в среднем на 300– 400 тыс. рублей. Все это стимулирует людей покупать, «пока не поздно».

И хотя осенью участники рынка ожидают спада спроса, в любом случае общие продажи новых авто в РФ по итогам года, скорее всего, превысят 1,5 млн единиц — это в полтора раза больше, чем в прошлом году, и сравнимо с докризисными показателями (см. график 2).

Шаткое положение

В новой экономической реальности на российском авторынке сформировалось два основных типа игроков: пришедшие на смену производителям из недружественных стран китайские компании и отечественный лидер рынка АвтоВАЗ. Увы, в последние месяцы конкурентное противостояние складывается не в пользу последнего: доля тольяттинского автогиганта постепенно снижается. По данным «Автостата», за восемь месяцев текущего года она составила 28%, в то время как за восемь месяцев 2023-го — 31,4%. А по итогам августа она и вовсе опустилась до 26%.

Номинально продажи АвтоВАЗа динамично растут. По итогам текущего года предприятие планирует выпустить порядка полумиллиона автомобилей, то есть выйти на докризисный уровень (см. график 3). Но такой рост производства не поспевает за восстанавливающимся рынком и наращивающими темп китайскими конкурентами. Например, за восемь месяцев этого года продажи машин Lada выросли на 47%, до 281 тыс. единиц, в то время как, например, ее ближайший конкурент — китайская марка Haval — увеличила продажи на 100% (до 116,6 тыс.). Продажи другой китайской марки — Geely — выросли на 94% (86,7 тыс.). А Changan умудрился за последний год поднять реализацию своих машин в РФ в три с половиной раза — на 242% (71 тыс.; см. таблицу).

Да, показатели ближайших конкурентов АвтоВАЗа, таких как Haval и Chery, отстают от него в два с половиной раза и более. Но все вместе китайские производители по итогам августа заняли более 60% рынка. И это при том, что такие ведущие китайские автогиганты, как, например, BYD, SAIC или FAW, еще в полной мере не обрушили свою мощь на российский авторынок. Так что положение тольяттинского предприятия выглядит все более шатким.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что такое поколение «альфа»: разбираем, чем эти дети отличаются от своих родителей Что такое поколение «альфа»: разбираем, чем эти дети отличаются от своих родителей

Поведение поколения альфа: чего ждать от тех, кто придет на смену зумерам

Psychologies
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
Работает как часы Работает как часы

Как составить рацион, который будет поддерживать нормальную работу ЖКТ

Лиза
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами

Астрономы описали класс рекордно ярких транзиентов

N+1
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Открыть в приложении