Можно ли совместить агрессивную урбанизацию с комфортом городской среды?

МонокльДизайн

Архитектор — это сценарист жизни

Можно ли совместить агрессивную урбанизацию современного мира с созданием комфортного города? Об этом мы говорим с архитектором Тимуром Кадыровым

Игорь Карпов

«Электронный островок», 2018 год. Из личного архива Тимура Кадырова

Будучи развитой страной, Россия наравне с другими государствами сталкивается с последствиями порой агрессивной урбанизации. «Муравейники», «соты», всевозможные сервисы, проекты, удобство — все это за последние несколько лет буквально захватило сферу градостроительства, а также разум людей, ищущих свое место под жарким солнцем бесконечных ипотек и вездесущего бетона. О городах и концепциях мы решили поговорить с урбанистом и архитектором, бывшим заместителем главного архитектора Казани, членом Союза архитекторов Милана Тимуром Кадыровым. Сейчас Тимур работает над знаменитым проектом линейного города Line в Саудовской Аравии.

Мне нравилось создавать пространство

— Тимур, как бы вы представили себя в трех предложениях?

— Я специалист по территориальному планированию, по транспортному планированию, архитектор, градостроитель. Многие считают меня самым транспортником среди архитекторов и самым архитектором среди транспортников, потому что я занимался как вопросами развития городов, так и транспорта в городах и на различных территориях.

— Как вы пришли к архитектуре?

— К архитектуре я пришел через «художку», потому что с самого детства мне очень нравилось рисовать. Но еще мне нравилось создавать пространство. С пяти лет я лепил из пластилина. И то, что я лепил, это были не какие-то игрушки, животные, а это были дома, крепости, улицы, города. Я вылеплял кирпичи и строил из них дом. И вот от этой любви к пространству, к зданиям я перешел к осознанию того, что архитектура и вопросы создания пространств вокруг нас мне очень интересны.

— Как объяснить ничего не понимающему в архитектуре человеку суть этого направления искусства?

— Архитектура — это не направление искусства. Это целый раздел жизнеобустройства. Я после окончания университета выбрал градостроительное направление — это большой масштаб, развитие и функционирование городов. Мне всегда было интересно продумывать системы: как люди будут жить, передвигаться. Интересно было изучать города, понимать, в чем их сила, в чем слабость. Почему одни города нам нравятся, а другие — нет. Вообще, архитектор — это сценарист жизни. Даже если вы проектируете интерьер квартиры, вы, как режиссер, продумываете, как здесь будут жить люди. А на уровне города это намного сложнее, ответственнее и интереснее. Теми или иными решениями ты можешь корректировать и задавать стратегию того, как люди будут жить, как они будут пользоваться пространством.

Тимур Кадыров, 38 лет, урбанист, архитектор. Транспортный планировщик.
Член Союза архитекторов Милана. Из личного архива Тимура Кадырова

Вопрос плотности, а не этажности

— Городская среда в России: в чем, по вашему мнению, проблемы планирования и развития русских городов?

— На самом деле это очень широкий вопрос. Конечно, каждый город уникален, у каждого свои особенности и, возможно, какие-то сложности. Но в целом можно сказать, что большинство городов — исторические, основанные задолго до советского периода, и у большинства есть исторический центр. Хотя и в советский период строили много, и, конечно, этот период индустриализации, коллективизации и вообще нового подхода к жизни, к расселению людей, к тому, как они будут работать, жить и отдыхать, сильно повлиял на города — и на исторические, и на новые. Вот, например, Набережные Челны в Татарстане. Город возник в советский период вместе со строительством КамАЗа. И это полностью новый советский город с огромными проспектами и микрорайонами.

Поэтому я бы сказал, что мы до сих пор в наших городах сталкиваемся со сложностями, связанными с советским этапом, когда не было частной собственности, когда все территории принадлежали городу, а не конкретному дому или конкретному двору. Это наложило отпечаток и на городскую среду, потому что были пространства, которые не принадлежат никому, а сегодня эти участки принадлежат различным собственникам, в том числе, например, жителям многоквартирных домов, и это определяет новые потребности. Ведь планировались эти дворы и микрорайоны без учета того, что они будут поделены и один дом захочет детскую площадку, а жители другого дома не смогут пользоваться этим участком.

— Уже не первый год набирает обороты тренд на города, где все в пределах пятнадцатиминутной доступности. Имеют ли смысл такие города в России?

— Концепция пятнадцатиминутного города, которую обозначил на мировом уровне Карлос Морено, многими воспринимается искаженно. Изначально она была даже не про ограничение по времени, не про то, что человеку нужно добираться всего пятнадцать минут до основных мест приложения труда или сервисов. Это именно про насыщенность функций, про то, что город должен быть полицентричным. Про то, что территории должны быть смешанными, что не должно быть спальных районов, делового центра. Это именно про создание комфортных городов, где в пятнадцатиминутной доступности ты можешь удовлетворить все свои каждодневные потребности. И важна не эта цифра, это может быть и двадцатиминутный город, это может быть и час на больших масштабах. Здесь важен сам факт наличия максимального набора функций в месте, где вы живете.

— Что не так с застройкой наших городов? Обречены ли крупные города, Москва и Питер, стать подобием Пекина — высотки, стекло, перебивающиеся редкой зеленью?

— Если говорить про разрастание и укрупнение городов, это общий тренд, и действительно города борются за привлечение человеческого капитала. Так сложилось с самого начала индустриальной эпохи. И здесь нет ничего плохого, так устроена сегодня наша жизнь. Сейчас можно сделать скидку на то, что с развитием интернета этот тренд может немного меняться, люди уже иногда предпочитают жить в малых городах, где им более комфортно, где лучше экология или они находятся там в контексте своих социальных связей, но при этом работают и имеют связь со всем миром.

Но это все-таки не глобальный тренд. За заработком, за самореализацией люди предпочитают переезжать в крупные города. И в этом плане Москва и Питер не исключение, основные две столицы берут на себя основные потоки. Крупные миллионники тоже сталкиваются с этой действительностью, да и Казань не исключение. Но, повторюсь, это не то, с чем надо бороться. Потому что зная, что есть такие тренды, анализируя, как это происходило в прошлом, и закладывая какие-нибудь расчетные модели, можно спланировать будущее и понять, например, сколько и каких жителей будет жить у вас в городе, и заложить для этих жителей инфраструктуру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Мы получаем 47 заказов каждую секунду Мы получаем 47 заказов каждую секунду

Почему платформенная экономика становится новой формой экономических отношений

Эксперт
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Кладбище домашних животных: что делать, если умер питомец Кладбище домашних животных: что делать, если умер питомец

Что делать, если умер кот или собака? Как и где происходит кремация животных?

ТехИнсайдер
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
От инженера до модели От инженера до модели

Людмила Лысенко, модель элегантного возраста, о главных вещах в жизни

Лиза
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам

Вайбкодинг: полезный инструмент для бизнеса и угроза для IT-мира

Inc.
Nocow Nocow

Nocow о ведьмачьих балладах и о том, как превратить музыку в большую поэзию

Собака.ru
Как все успеть и не сойти с ума! Как все успеть и не сойти с ума!

Пройди наш тест и узнаешь, какая стратегия победы над стрессом подходит тебе

Лиза
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники

Какие подводные камни ждут тех, кто только задумывается о запуске клиники

Inc.
Уголь держится на буром Уголь держится на буром

Почему увеличиваются добыча и экспорт угля в России?

Ведомости
Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной» Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной»

Артист Вячеслав Макаров – о скрытых недостатках и эмоциональных качелях

VOICE
Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности

Как на примере роботов ПМЭФ можно проследить путь прорывной технологии

Inc.
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
В инвестициях наметился приток В инвестициях наметился приток

Благодаря чему происходит рост инвестиций и активности на фондовом рынке

Ведомости
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
По времени и пространству По времени и пространству

Добавляем пять книжных путешествий в летний ритм жизни

Seasons of life
Жизнь – игра Жизнь – игра

Галантный век: как дух эпохи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram «Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Inc.
Открыть в приложении