Кривой рок
О пьяных выходках и подвигах героев рок-н-ролла сказано много, а вот их борьба с аддикциями обычно остается в тени. Мы заглянули за кулисы этой схватки за жизнь.
Читая биографии рокеров, невольно задаешься вопросом: какого рока в их жизни больше — тяжелого или злого? Их преследуют не только слава, успех и толпы фанатов, но также самые разные зависимости. Любой, кто знаком с этой бедой на своем опыте или на примере близких, знает: как бы ни романтизировался разгульны й образ жизни, это веселье идет рука об руку с болью и страданиями. Звезды рока — такие же люди, которые после ярких выступлений на сцене или вне сцены сталкиваются и с похмельем, и с ломкой, и с проблемами с законом или близкими. Даже члены “Клуба 27” за свою короткую жизнь успели хлебнуть этого с лихвой, что уж говорить про титанов рока, за плечами которых десятилетия неизменного изменения сознания. Естественно, каждый из них не раз пытался привести свою жизнь и здоровье в норму и во многом благодаря этому смог нарушить известную формулу “живи быстро — умри молодым”. Их пример пригодится любому из нас, тем более накануне новогодних каникул с их практически неизбежными излишествами. Перед тем как водить хороводы у елки под Motorhead, Rolling Stones, Оззи Осборна или Black Sabbath, послушайте их рассказы с комментариями психиатра-нарколога, главного врача клиники психического здоровья и лечения зависимостей Rehab Family Амина Ганджалиева.
Лемми Килмистер
Основатель, солист и басист Motorhead
“После ядерной войны выживут только тараканы и Лемми”, — говорили о лидере Motorhead, образ жизни которого десятилетиями был квинтэссенцией анти-ЗОЖ. И хотя 28 декабря 2015 года Килмистера не стало, те 70 лет и 4 дня, которые он провел на нашей планете, легко могут стать объектом изучения не только музыкальных критиков, но и врачей. Он жил вопреки любой мыслимой логике и до последнего выходил на сцену со своими неизменными словами: “Не забудьте нас, мы — Motorhead, и мы играем рок-н-ролл”.
В музыке Лемми прожил несколько жизней и, до того как стать во главе своей основной группы, успел поработать и гитарным техником у Джимми Хендрикс а, и басистом психоделической команды Hawkwind. Музыкальные стили менялись, но неизменным было одно — стиль жизни самого Лемми. Казалось, что он не пил ничего, кроме виски с колой, и больше дышал сигаретным дымом, чем воздухом, при этом не теряя ни лица, ни хорошего самочувствия, ни сознания (был один случай, когда он все же упал в обморок на концерте, но объяснил его тем, что за сценой ему сделали три минета подряд, что, конечно, простительно).
Сопровождали путь Лемми и запрещенные препараты, но он не романтизировал и не пропагандировал свои привычки.
“Я вообще никому не могу рекомендовать свой стиль жизни — обычного человека он сведет в могилу, — писал Килмистер в своей автобиографии “Motorhead на автопилоте”, выпущенной в России издательством АСТ. — Я говорю совершенно серьезно, и вот откуда я это знаю: году в 80-м я решил заменить себе всю кровь — поговаривают, что такую процедуру устроил себе Кит Ричардс. Теоретически это отличная идея: ты моментально оказываешься совершенно чист, в тебе течет свежая кровь, и организму не приходится проходить через муки детоксикации. Мы с моим менеджером пошли к доктору, он взял у меня анализ крови и потом сообщил плохую новость: “Вот что я вам скажу: чистая кровь вас убьет”. — “Что?” — “В вас не осталось обычной человеческой крови. Быть донором вам тоже нельзя. Об этом даже не думайте, обычный человек от вашей крови отдаст Богу душу. Вы ядовиты”.
Другими словами, то, что нормально для меня, смертельно для других людей, а то, что нормально для других людей, смертельно для меня. Что ж, меня это вполне устраивает. Полагаю, это значит, что я вошел в историю медицины. Надо завещать мой труп на благо научной фантастики”.
И все же убила Лемми не чужая кровь, а рак простаты. Если с диабетом и сердечной недостаточностью рокер справлялся, в том числе скорректировав свою диету (заменил виски с колой на водку с соком и сократил количество сигарет с 40 в день до 20 в неделю), то вылечить поздно диагностированную онкологию уже не удалось.