К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Знание – силаКультура

«Дом-комод» – новое начало

К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Дом-музей А П Чехова на Садовой-Кудринской улице – отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля – зовут «домом-комодом». «Живу в Кудрине, против 4‑й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод», – писал Чехов. Так и прилепилось к ладному двухэтажному зданию это прозвище. Здесь Антон Павлович жил с матерью, братом Михаилом и сестрой Марией 4 года. Переехали в 1886 году, когда А. П. Чехов еще публиковался в журналах под псевдонимом Антоша Чехонте и совсем недавно начал печататься под собственным именем в газете «Новое время». А уезжал отсюда Чехов уже состоявшимся писателем. Обо всем этом журнал «Знание – сила» рассказывал без малого семь лет назад в майском номере за 2018 год. Мы беседуем с нашим давним автором, заведующим отделом «Дом-музей Чехова» Эрнестом Дмитриевичем Орловым, кандидатом филологических наук, ученым секретарем Чеховской комиссии РАН, автором статей о творчестве и окружении А. П. Чехова, одним из ведущих специалистов, изучающих жизнь и творчество знаменитого писателя.

«Знание – сила»: Эрнест Дмитриевич, почти семь лет прошло с тех пор, как наш журнал опубликовал целый ряд материалов, посвященных Дому-музею Антона Павловича Чехова на Садовой-Кудринской. Что интересного произошло в жизни музея за эти годы и что планируется сделать в ближайшее время?

Предметы новой экспозиции в витрине-комоде и витрине-чемодане

Эрнест Орлов: Самое главное, что 1 апреля 2023 года, после довольно долгой реставрации и реэкспозиции, музей наконец открылся для посетителей. Но этот перерыв – время, пока шел ремонт, – дал нам возможность лучше продумать будущую экспозицию. Это уже пятая реэкспозиция в доме, и, конечно, непросто было приниматься за столь масштабный проект, но мы понимали необходимость изменений. Конечно же, мы опирались и на опыт прошлого, опыт создателей музея. Менее всего изменилась относительно аутентичная мемориальная часть музея, литературная экспозиция изменена с визуальной точки зрения полностью.

«ЗС»: Это оформление, попытка создать образ некий?

Э. О.: Да, конечно. И прежде всего образ писателя. Очень разного: и прошедшего медицинскую школу Московского университета, и принимающего пациентов, и пишущего ежедневно «с 9 утра до полудня и с вечернего чая до сна», и путешествующего, и писателя-дачника…

Посетители мемориального музея чаще всего ожидают увидеть именно обстановку, те предметы, которые были связаны с Чеховым и его семьей. Казалось бы, это возможно только при детальном воспроизведении личных пространств. Но оказалось, что это можно сделать и иначе. Чехов сам дает нам подсказки, и в том числе тогда, когда он дважды этот дом называет комодом. И грешно эту «комодную» историю было не использовать, поэтому у нас теперь в новой экспозиции есть такие шкафы-комоды. С одной стороны, это вполне понятная архивно-библиотечная форма, позволившая нам представить гораздо больше материалов, чем прежде было в экспозиции, а с другой стороны – это осмысленная, символически значимая форма. То, что мне очень нравится в новой экспозиции, авторами которой были мы с коллегами и художник Евгения Ионова.

А самое главное, что этот «комодный» способ показа позволяет создать у посетителей иллюзию прикосновения к подлинному предмету, и это замечательно. И плюс к тому, мы можем показывать подлинники, потому что они скрыты большую часть времени от света, впрочем, этот способ предъявления предметов дает возможность и заменять предметы. Придя в наш дом спустя год-два, можно уже на месте привычных вещей увидеть иные личные вещи Чехова.

Вообще в доме появились два основополагающих и повторяющихся элемента: это уже упомянутый образ комода и образ чемодана. Чехов все время в пути, он все время в движении. Желание «бежать, бежать» очень характерно для писателя… От неразрешимых семейных ситуаций, театральных впечатлений, шумных гостей. Да и писатель в принципе должен путешествовать, чтобы обрести какие-то новые впечатления, которые, быть может, лет через 15 только им будут использованы в каких-то произведениях. Вот поэтому появляется такая форма чемодана, витрины-чемодана и чемодана реального, начиная от чемодана с «таганрогскими впечатлениями», «сахалинского» чемодана до принадлежавших Чехову аксессуаров, связанных с путешествиями и переездами.

«ЗС»: Как изменился дом в ходе реставрации и реэкспозиции?

Э. О.: Дом стал очень светлым, гораздо светлее, чем он был до того. Во‑первых, мы добавили источники освещения: аккуратно в мемориальном пространстве добавили все-таки фонари. Во‑вторых, сыграл свою роль подбор обоев, тональность которых тоже преимущественно светлая. Залы пристройки 1960‑х годов стали более «театральными» благодаря выбранной цветовой палитре и использованным материалам. Полностью были заменены окна, двери, ткани, вход в музей стал более просторным, еще и со стеклянно-металлической пристройкой.

Конечно, есть и новые пространства в исторической части дома. При Чеховых некогда проходная комната, где практически никто никогда не жил, за небольшим исключением, превратилась в «летнюю комнату». Дело в том, что с осени 1888 по весну 1889 года здесь жил сын владельцев имения Бабкино, у которых Чеховы арендовали дачу в 1885—1887 годах, Сережа Киселев (старшее поколение может его знать как отца популярной цыганской певицы Ляли Черной (Надежды Сергеевны Киселевой) и как родоначальника замечательного актерского рода Хмелевых). И снова факт стал для нас импульсом к решению именно в этом пространстве рассказать о том, как проводили лето Чеховы. Здесь и виды Бабкина, и виды усадьбы Линтваревых под Сумами, где семья писателя останавливалась в 1888—1889 годах, и даже рыболовные снасти Чехова.

При ремонтно-реставрационных работах в комнате сестры, Марии Павловны, было обнаружено сейфовое окно. Вряд ли Мария Павловна о нем знала, но окно это мы решили оставить как очень тонкую ниточку, связывающую нас с началом московской чеховской коллекции, потому что именно с содержимого сейфа Марии Павловны, который хранился в банкирской конторе братьев Джамгаровых на Кузнецком мосту, по сути, началось собрание чеховского музея. В этом сейфе хранились рукописи Чехова, письма, какие-то заметочки, ценные, дорогие ей, некоторые фотографии, награды, принадлежавшие членам семьи.

«ЗС»: Сейфовое окно – имеется в виду место, где стоял сейф?

Э. О.: Да. К тому же у нас сохранился сейф-шкатулка Марии Павловны, и в этом сейфовом окне теперь он экспонируется как своего рода символ начала чеховской коллекции. Раньше мы его никогда не показывали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Счастье, грусть и черный юмор: 10 фильмов и сериалов про материнство Счастье, грусть и черный юмор: 10 фильмов и сериалов про материнство

10 фильмов и сериалов, которые показывают, каким разным может быть материнство

Forbes
Как похорошела Москва… Как похорошела Москва…

При Иване Калите в Москве впервые были построены каменные храмы

Дилетант
Здравствуй, Дедушка Мороз! Здравствуй, Дедушка Мороз!

А нужно ли поддерживать в сыне или дочке веру в сказочного деда?

Лиза
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов» Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историй
Сюрприз под елкой Сюрприз под елкой

Полезные идеи для упаковки новогодних подарков

Добрые советы
Пол Гетти: история бережливого миллиардера, который отказывался платить выкуп за похищенного внука Пол Гетти: история бережливого миллиардера, который отказывался платить выкуп за похищенного внука

Рассказываем историю одного из самых богатых и жадных людей планеты

ТехИнсайдер
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
Во имя отца и сына Во имя отца и сына

Эволюция российских пап

Men Today
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Марина Мнишек и ее мужья Марина Мнишек и ее мужья

Марина Мнишек – царица всея Руси и первая коронованная в Российском государстве

Знание – сила
Срамота в глазах смотрящего Срамота в глазах смотрящего

«Партенопа»: Паоло Соррентино показывает красивое

Weekend
Каникулы: ошибки любящих родителей Каникулы: ошибки любящих родителей

Какие ошибки допускают родители на каникулах и как их исправить?

Лиза
Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техника
Интерьер с полуслова Интерьер с полуслова

Атмосферная квартира в Санкт-Петербурге с отсылками к истории города

SALON-Interior
Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техника
Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса» Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса»

Общий объем услуг на базе графических ускорителей в стране возрастет на 58%

Forbes
«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей «Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс?

Forbes
Ближайшее окружение Ближайшее окружение

Всегда ли удается разместить произведения современного искусства в квартире

СНОБ
Волшебный мотив Волшебный мотив

Шампанское и креветки, классический новогодний дуэт, камертон праздничного стола

Добрые советы
Нас возвышающий финал Нас возвышающий финал

Как Илья Авербах находил гармонию в окружающей нелепости

Weekend
Три сестры Три сестры

Вера Джусти: как успешно развивать семейный бизнес и не поссориться

Grazia
Зачем волки воют, а люди – поют Зачем волки воют, а люди – поют

Зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию

Знание – сила
Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка

История «Злой ведьмы Запада» Леоны Хелмсли

ТехИнсайдер
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
Астрономы впервые отыскали двойную звезду вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути Астрономы впервые отыскали двойную звезду вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути

Астрономы обнаружили двойную звездную систему вблизи черной дыры Стрелец А*

N+1
Сверхзнание боли Сверхзнание боли

Как Даниил Андреев увидел невидимые миры и что он в них нашел

Weekend
Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz

Неожиданные повороты в истории соуса Mr. Yoshida's

Forbes
Открыть в приложении