Казус крошки сына
Конечно, детям нужно расчесывать извилины этическим гребешком: вот тут, слева, хорошо, вот тут, справа, плохо. Детям это нужно как система координат, чтобы потом явления жизни оценивать. Но очень скоро даже дети сталкиваются с явлениями противоречивыми: с одной стороны, хорошими, с другой – нет. Старшеклассник побил среднеклассника, который младшеклассников обижал. «Папа, он хороший?» – «Иди, сынок, сюда, сейчас я тебе прочту стишок про амбивалентность». Так скажет умный папа. Он посадит кроху на колени и объяснит ему понятие «противоречивый», намекнув заодно, что во взрослой жизни таких явлений будет куда больше, чем однозначных. Но, видимо, не все папы умные, потому что количество взрослых людей, не желающих мириться с противоречивостью жизни, чрезвычайно высоко. Вот хоть тресни – хотят они запихнуть жизнь в рамки бинарной этики. Либо хорошо, либо плохо. Только после этого могут спокойно заснуть.
Наблюдать таких людей в их неравной битве с хаосом – одно удовольствие. Например, идет такой принципиальный человек по своему черно-белому миру и вдруг вляпывается в серую зону непонятной этической принадлежности: вроде белое, а если прищуриться, то черное. Переспала, например, учительница двадцати пяти лет с учеником семнадцати лет – это хорошо или плохо? Понятно, что, сдвинув ситуацию на пять лет назад, мы получим растление, а на пять вперед – безобидную сплетню. А с этим что делать? Улыбнувшись, пройти мимо или устроить суд? Давайте спросим ученика. Где он? Курит во дворе. Приведите. Вот он, здоровый остолоп, бреется уже два раза день, через полгода в армию, как он не раздавил-то миниатюрную учительницу… Но, с другой стороны, он же несовершеннолетний – значит,