«Не просто взял интервью у легенды балета, а провел рядом с ней целых пять дней»

Караван историйРепортаж

Вадим Верник: «Я получил уникальную возможность пообщаться с Майей Плисецкой»

«В Миккели я увидел не «символ вечной борьбы», а совершенно другого человека — мягкого, доброжелательного, позитивного, очень светлого и трогательного. И моя концепция рухнула как карточный домик!»

Беседовала Инна Фомина

Фото: Александр Авилов/агентство «Москва»

Вадим, вы сделали для телевидения сотни интервью и передач с деятелями культуры. Но только об одной героине ваших программ написали книгу — о Майе Плисецкой...

— Причем еще год назад я не собирался ничего издавать. Но произошла невероятная, просто мистическая история. Расскажу о ней чуть позже...

Во второй половине девяностых я снимал цикл программ «Субботний вечер со звездой» для канала РТР (нынешний канал «Россия 1»). Это были полуторачасовые передачи, фактически документальные фильмы. Нашими героями были Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Андрей Вознесенский, Инна Чурикова, Слава Полунин, Юрий Башмет, даже Пеле. Представляете, какие имена! Осенью 1996 года я сделал фильм о Майе Плисецкой. Его показали несколько раз, но это было давно. А я все это время мысленно к нему возвращался. И не только потому что Плисецкую боготворил.

— А еще почему?

— Тогда я не просто взял интервью у легенды балета — я провел рядом с ней целых пять дней... Майя Михайловна и Родион Щедрин в то время уже жили в Мюнхене (там находится издательство, с которым сотрудничает композитор), на родину они прилетали нечасто. Когда я узнал, что летом 1996 года Майя Михайловна будет выступать в гала-концерте на Красной площади, разыскал ее телефон. Домашний, конечно: эра мобильных только начиналась. Позвонил:

— Это журналист Вадим Верник, я хочу снять о вас фильм.

И слышу строгий голос в ответ:

— Сначала, молодой человек, мне надо понять, хочу ли этого я.

Растерялся, не знал, что дальше говорить, но Плисецкая продолжила:

— Через три дня я буду в Мюнхене. Запишите мой немецкий номер.

Когда позвонил в Германию, Майя Михайловна cказала:

— Я согласна. Можете прилететь ко мне в Париж, я там выступаю, можете в Токио. А можете в Миккели.

Я переспросил:

— А что такое Миккели?

— Город в Финляндии.

Оказывается, в этом местечке выстроили огромный концертный зал, в котором выступали мировые звезды — тот же Хворостовский. У Майи Михайловны там предстояли гастроли с «Имперским русским балетом» Гедиминаса Таранды. Я решил, что самым бюджетным вариантом для командировки будет Финляндия. Таранда сделал для нас визы и вообще очень помог в организации поездки.

Я полетел со съемочной группой в Миккели. И благодаря этому получил уникальную возможность пообщаться с Майей Плисецкой на протяжении нескольких дней. Кроме концертного зала, собора, десятков двух-трехэтажных домов, небольшого торгового центра, рынка и лебединого озера, в городке ничего не было. В отличие от Парижа или Токио Плисецкой просто некуда было идти, она никуда не спешила. Поэтому я мог обстоятельно с ней общаться целыми днями. В итоге мы записали более пяти часов интервью.

Майя Плисецкая в балете «Дон Кихот». Фото: из архива В. Верника

— А ее танец удалось снять?

— Конечно! Например, репетицию балета «Послеполуденный отдых фавна» с Патриком Дюпоном, которую она устроила фактически для нас. И еще балет «Курозука», который для нее поставил Морис Бежар...

Съемочные материалы вошли в фильм процентов на 10, а 90 процентов интереснейших признаний, откровений остались за кадром. И главное, судьбу кассет, на которые мы все записывали, я не знал. Поэтому-то история для меня была какой-то незаконченной, периодически я вспоминал о ней. Точнее, судьба сама напоминала. Разыскиваю у себя в архиве ту или иную статью и вдруг натыкаюсь на расшифровки к фильму — отпечатанные на машинке тексты моих интервью с близкими и с коллегами Плисецкой (они тоже вошли в фильм лишь частично). С Родионом Щедриным, Беллой Ахмадулиной, Борисом Мессерером, партнерами Плисецкой по сцене Николаем Фадеечевым и Александром Богатыревым и даже ее однокашником по хореографическому училищу Владимиром Левашевым. А вот расшифровки моих разговоров с самой Плисецкой потерялись.

И вдруг в прошлом году мне звонит режиссер монтажа Дима Воробьев — с ним мы сейчас делаем программу «2 ВЕРНИК 2» на канале «Культура». И говорит:

— Я тут наткнулся на кассеты с твоей «Плисецкой». Они тебе нужны?

Я подумал, что ослышался:

— Те самые кассеты?! Как они к тебе попали? Ты же не имел к нашему фильму никакого отношения!

— И я не понимаю, как это произошло...

Мистика какая-то. Вот так невероятным образом судьба вернула меня к той поездке в Финляндию. Все сошлось: у Димы сохранились исходники телеинтервью с Плисецкой, у меня — распечатки интервью с ее ближним кругом. И я решил написать книгу, которая сейчас выходит в издательстве АСТ. Назвал ее «Майя Плисецкая. Пять дней с легендой. Документальная история». Документальная, потому что в книге нет ни одного факта, который надо было бы как-то «подтянуть»: все события той поездки зафиксированы — на кассетах, фотографиях. И я помню все, что говорила Плисецкая, все, что происходило в кадре и за кадром, — настолько сильным было мое впечатление от той давней встречи.

— О жестком характере Плисецкой ходят легенды. А как вам с ней работалось?

— Я внимательно прочитал ее мемуары «Я, Майя Плисецкая...». И у меня возник четкий образ женщины, которая воюет со всем миром, агрессивно настроена, сводит счеты с неугодными ей людьми. Ведь Майя Михайловна сама на обложку книги вынесла такую фразу: «Люди делятся на плохих и хороших... Плохих во все века было больше, много больше». В общем, собираясь в Финляндию, я так выстроил свой сценарий: Плисецкая как символ напряженной борьбы, вечного противостояния.

И в Миккели действительно я иногда был свидетелем, как она может «приложить». Мы с ней пошли на прогон балета «Спящая красавица» труппы Таранды, и Майя Михайловна, сидя рядом со мной, тихо, но очень хлестко комментировала происходящее на сцене. Про одну танцовщицу сказала, что та не чувствует музыки, потому что ей «медведь на ухо наступил». Эту обидную фразу она и Таранде повторила. А потом расстроилась: «Зачем я Гедиминасу все это сказала? Ему ведь неприятно... Ну вот, язык мой — враг мой, не могу ничего с собой поделать». Правда, когда поднялась на сцену, актеров ругать не стала: «Вы очень хорошо танцуете. Это самое главное. Но какие-то предложения у меня есть...»

Впрочем, это все были мелочи. В Миккели я увидел не «символ вечной борьбы», а совершенно другого человека — мягкого, доброжелательного, позитивного, очень светлого и трогательного. И моя концепция рухнула как карточный домик! Например, я видел, с каким вниманием и чуткостью Плисецкая общалась с молодыми коллегами, а был наслышан об обратном.

Зная, как Майя Михайловна любит шопинг, в один из дней я предложил ей сделать съемку в магазине. Оказалось, что бутиков в городе нет, и мы отправились в торговый центр, в крохотный отдел одной молодежной недорогой европейской марки. И Плисецкая купила там сразу пять кофт одинакового покроя, только разных цветов. Одна кофта очень понравилась нашему редактору Тоне Суровцевой, и Плисецкая тут же сказала: «Я вам ее куплю!» А когда мы уже собрались уходить из магазина, Майя Михайловна вдруг спросила: «Что вам подарить, Вадим? Мне хочется сделать вам приятное». Я сильно растерялся, но потом мы все-таки вместе выбрали для меня... халат. Потом очень долго я его носил...

Вадим Верник, 1973 год. Фото: из архива В. Верника

— Плисецкую многие считали иконой стиля: Жак Ширак вручил ей премию за элегантность, некоторые ее сценические костюмы создавал Пьер Карден. Неужели она могла одеваться в сетевом магазине?

— Я задал ей вопрос на эту тему. И услышал: «Вещь с рынка может быть очень милой. А фирменная не подходить, прямо как корове седло. Просто покориться фирме считаю неправильным... Я часто покупаю, потому что мне нравится сам процесс. И совершенно неважно, что эта одежда мне не нужна, я ее никогда не надену. Просто обожаю ходить по магазинам! Если есть с собой деньги, я должна их истратить».

Трудно поверить, но Плисецкая достаточно скептически относилась к своей внешности и уж тем более не считала себя иконой стиля. Вот ее высказывания на этот счет: «Чтобы я восхищалась собой — такого, наверное, и не было никогда. Мне очень трудно угодить себе. Люди видят во мне то, чего я сама не вижу, это их дело. Но стиль, мода — все это не моя тема. У нас в Большом была балерина, а потом педагог Елена Ильющенко. Вот у нее был свой стиль, она все время ходила в горохах. Все платья, блузки у нее были из тканей в большой или маленький горошек разных цветов. Ничего другого я на ней вообще не видела. А у меня стиля не было...»

В интервью мы посвятили теме моды много времени. Я вспомнил, что однажды кто-то сказал о Плисецкой: «Вот греховодница идет», имея в виду ее яркие наряды.

— Это был ваш вызов? — спросил я.

— Да, всегда был вызов: вы — так, а я — иначе. Немножко позлить. Многие считают: не надо вызывать зависти, протеста какого-то. А я наоборот: нате, завидуйте, злитесь, говорите гадости про меня, врите! Потому что время такое было: меня заклеймили, со мной не здоровались, руководитель хрущевских спецслужб Серов только ждал момента, чтобы меня посадить. Меня всегда приглашали на правительственные праздники, балы, которые устраивались в Кремле. И на одном приеме я была в «голом» платье, и в таком виде со мной танцевал председатель совета министров Булганин. Все делали вид, что они со мной очень почтительны, а я сидела в золотой клетке, меня не выпускали за границу... Я была очень нежелательной, но нужной, поэтому меня и терпели. Мною хвалились перед всеми, кто приезжал в хрущевскую оттепель в Москву.

— А дорогие украшения Плисецкая носила?

— Когда я спросил ее об этом, Майя Михайловна улыбнулась:

— Ну какие украшения? На сцене бриллианты можно надеть только в «Анне Карениной». А в «Лебедином озере» или «Кармен-сюите» они выглядели бы очень странно.

Говорю:

— Ну хорошо, а вне театра?

И слышу в ответ:

— А какая жизнь у меня за пределами сцены? Моя жизнь — это репетиции, спектакли. У меня есть одни серьги красивые, которые совершенно некуда надеть. Значит, они не нужны. Если вещь много лет не носишь, значит, она не нужна. Поэтому сейчас часто покупаю недорогие клипсы. Правда, все время их теряю...

Я не успокаивался:

— Но ведь можно пойти в ювелирный магазин и купить себе одно дорогое украшение...

— Можно пойти, но бывают очень дорогие вещи.

— А что, бывает и вам не по карману?

— Вы считаете, что мне все по карману? Ну хорошо, продолжайте так считать...

Вадим Верник и Майя Плисецкая в Миккели, Финляндия, 1996 год. Фото: из архива В. Верника

— Вы сказали, что в Миккели встретили неожиданную для вас Плисецкую — мягкую и доброжелательную. Неужели в вашем общении за пять дней совсем не было негатива?

— Он возникал всегда, когда речь заходила о Юрии Григоровиче. С ним у Майи Михайловны долгие годы был очень острый конфликт. Говоря о Юрии Николаевиче, Плисецкая не могла сдержаться. Но я не хотел впускать в свой фильм негатив. Когда Плисецкая «выруливала» на эту тему, просто делал паузу и шел дальше. А она не настаивала. Потому что поняла, что мне это не нужно. И мы продолжали идти дальше в унисон. Накануне моего отъезда Майя Михайловна сказала: «Очень жаль, что вы завтра уезжаете. Мы хорошо общались, вы меня как-то сразу к себе расположили». Представляете, как мне было приятно услышать от нее такие слова?!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава» Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава»

Пианист Константин Купервейс вспоминает о работе с легендами

Коллекция. Караван историй
Посол Советского Союза Посол Советского Союза

В истории были женщины, которые волею судьбы играли роль посла

Знание – сила
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
Анна Варпаховская. Ангел навынос Анна Варпаховская. Ангел навынос

Удивительно, но Анна Варпаховская за сорок лет не слишком изменилась

Коллекция. Караван историй
Сказочные мотивы Сказочные мотивы

Райский сад в просторных апартаментах в стиле современного ар-деко

SALON-Interior
Где были твои глаза? Где были твои глаза?

Поучительнейшая история из частной практики чужой личной жизни

Tatler
Запах старости: почему пожилые люди странно пахнут Запах старости: почему пожилые люди странно пахнут

«Запах старости»: что его вызывает? Это связано с гигиеной или болезнями?

ТехИнсайдер
Супружеский «долг»: как на женщин влияет сексуализированное насилие в браке Супружеский «долг»: как на женщин влияет сексуализированное насилие в браке

Почему общество не замечает изнасилования в браке?

Forbes
Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия» Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Отрывок из романа «Симпатия» об обретении человечности в эпоху перемен

СНОБ
От выгорания к гармонии: как построить здоровые отношения с работой От выгорания к гармонии: как построить здоровые отношения с работой

Отрывок из книги «Я больше не хочу всем нравиться»

Inc.
Как болельщики императора свергали Как болельщики императора свергали

Спортивные игры – идеальная среда для социального взрыва

Вокруг света
Жизнь продолжается Жизнь продолжается

Azimut Fly 72 — авангардная моторная яхта от итальянского бренда

Y Magazine
Городские реки оказались мощным источником парниковых выбросов Городские реки оказались мощным источником парниковых выбросов

За год из городских рек в атмосферу поступает ~80 млн. тонн углекислого газа

N+1
Выкидыш, муж-тиран и страшная болезнь: трагедии «Моей прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк Выкидыш, муж-тиран и страшная болезнь: трагедии «Моей прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк

В жизни Анастасии Заворотнюк хватало поводов для слез

VOICE
Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте

Подводные лодки с двигателями внутреннего сгорания замкнутого цикла

Наука и техника
Прагматичный человек Прагматичный человек

Выясняем, кто такой прагматичный человек на примерах из жизни

Лиза
«Я не только жила с абьюзером, но и стала им сама?»: история читательницы «Я не только жила с абьюзером, но и стала им сама?»: история читательницы

Как понять, что вы перенимаете черты абьюзера?

Psychologies
«Мудрость леса. В поисках материнского древа и таинственной связи всего живого» «Мудрость леса. В поисках материнского древа и таинственной связи всего живого»

Зачем пихтам и березам сотрудничать друг с другом

N+1
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Модный дом Модный дом

Респектабельный интерьер пентхауса в духе современной роскоши

SALON-Interior
Юлианна Караулова: «Мне хочется нравиться людям» Юлианна Караулова: «Мне хочется нравиться людям»

Юлианна Караулова: как же обратить негатив себе на пользу и в чем черпать силы

Лиза
«Майор Гром: Игра слов»: эксклюзивный отрывок на MAXIM «Майор Гром: Игра слов»: эксклюзивный отрывок на MAXIM

Глава из книги «Майор Гром: Игра слов», в которой Игорь и Юля разгадывают тайну

Maxim
Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить

Как талантливые абитуриенты перегружают отечественные вузы летом?

Forbes
Пилот Boeing 777 Светлана Слегтина: «Россия вышла на путь технологического суверенитета» Пилот Boeing 777 Светлана Слегтина: «Россия вышла на путь технологического суверенитета»

Пилот Boeing 777 — о перспективах воздушного флота

ФедералПресс
Без комплексов Без комплексов

Изучим самые распространенные женские причуды и варианты терапии

Лиза
Красная горка Красная горка

Ярмарка невест, катание яиц и еще 5 счастливых традиций Антипасхи

Лиза
От поющих сестер до Spice Girls: как появились и почему исчезли женские группы От поющих сестер до Spice Girls: как появились и почему исчезли женские группы

О чем пели первые женские коллективы, как Spice Girls стали мировой сенсацией

Forbes
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Ахматова-изменница и Гумилев-мальчишка. Как жила главная пара Серебряного века Ахматова-изменница и Гумилев-мальчишка. Как жила главная пара Серебряного века

Абьюз, измены и рукоприкладство: как жили Гумилев с Ахматовой

СНОБ
Открыть в приложении