На старте карьеры на телевидении хрупкую блондинку называли Снежной королевой

Караван историйЗнаменитости

Лариса Вербицкая: «Не хочу загадывать наперед, но ничего и не исключаю»

Беседовала Виктория Катаева

Фото: из архива Л. Вербицкой

На старте карьеры на телевидении хрупкую блондинку за глаза называли Снежной королевой. Некоторые даже считали ее высокомерной. «За кадром» почти ни с кем не водила дружбы и сейчас говорит, что «на работе предпочитаю работать, а не дружить». Потому что телевидение, которому она посвятила почти всю свою жизнь, требует максимальной сосредоточенности. Отметив юбилей, знаменитая телеведущая полна идей и планов.

Лариса, по вашей биографии можно изучать историю телевидения. Каким было советское — на которое вы пришли в конце восьмидесятых?

— До того как начать работать на Центральном телевидении, успела поработать на кишиневском. Подрабатывающий там однокурсник — тогда еще училась в институте — как-то рассказал о конкурсе дикторов: «Обязательно сходи!» И я пришла в телецентр. Там толпа, как в метро в час пик. Парни, девушки — красивые, с прическами. На их фоне выглядела довольно скромно, подумала, что у меня нет шансов, но почему-то приняли. Судьба. Или просто повезло.

— Вы ведь к тому времени уже были замужем, растили сына?

— Да. Замуж я вышла довольно рано, на втором курсе. Скорее всего, сделала это в отместку родителям. Они воспитывали довольно строго — никаких танцев, романов. Когда начала встречаться с молодым человеком — он тоже был студентом, учился на компьютерщика, папа с мамой попытались запретить. Говорили: «Сначала диплом получи, остальное — потом.. .» Но я-то считала себя взрослой! Не даете встречаться — тогда замуж выйду. Так сказать, «проявила характер»... Через год после свадьбы родился Максим. Институт окончила. Как умудрялась успевать? Я же занималась плаванием, легкой атлетикой, а спорт дисциплинирует — учишься правильно расставлять приоритеты.

Но семейная жизнь не заладилась — муж стал бестактным, резким, грубым. Вспоминать не хочется, эта страница навсегда вычеркнута из моей жизни. Я так устроена, что могу долго терпеть, а потом вскипаю, принимаю решение, и обратной дороги нет. Свекровь умоляла: «Одумайся, у вас ребенок!» Моя же мама больше всего переживала из-за соседей: «Теперь станут говорить, что наша дочь — разведенка, никому не нужна». Таким было их поколение: важно, «что люди скажут». Но меня это не остановило. От мужа ушла — вернулась с сынишкой к родителям. Мама жалела: «Кому ты теперь нужна, с ребенком?» Ей казалось, что после развода жизнь моя закончена. Но никогда не знаешь, какой сюрприз готовит тебе Судьба — великий сценарист, изобретающий порой удивительные повороты.

— Имеете в виду встречу с телеоператором Александром Дудовым, который стал вашим вторым мужем?

— За несколько лет до нашего знакомства Саша служил в армии неподалеку от Кишинева, в десантных войсках. Теперь прилетел в молдавскую столицу в командировку — его как оператора направили снимать сюжет о нашем цирке. Мы с сыном в тот день пришли на представление, сидели, как сейчас помню, в седьмом ряду. Это было пятого мая. С тех пор каждый год отмечаем день нашей встречи.

Максим громко хлопал в ладоши, смеялся — ему очень нравилось. А я, рассказывал потом Саша, производила впечатление иностранки — улыбалась, но как-то очень сдержанно. Он подумал: «Господи, если когда-нибудь пошлешь мне жену, пусть будет такой, как эта девушка».

На самом деле, если честно, я почти засыпала. Уставала ужасно: воспитывала ребенка, работала и еще занималась с педагогом по технике речи...

Фото: из архива Л. Вербицкой

Саша показал на нас с сыном режиссеру Володе: «Смотри, какие интересные лица — женщина и мальчик, вот кого надо снимать». Володя подошел к нам в антракте, предложил шестилетнему Максиму:

— Хочешь, покажу тебе зверей и как готовятся к представлению?

Сын обрадовался:

— Конечно! Они так быстро ушли за кулисы, что я глазом моргнуть не успела.

Кручу головой по сторонам — тут подходит оператор:

— Вы мальчика ищете?

— Да, сын куда-то исчез.

— Пойдемте искать вместе.

Нашли — Володя показывал Максиму клетки с животными.

Саша попросил номер моего телефона. Уехав, звонил из Москвы почти каждый вечер, приезжал на выходные. Познакомился с моими родителями, сразу им понравился. Мама сказала: «Видно, что надежный, не подведет». И с Максимом они отлично поладили: когда Саша приезжал, вместе лепили из пластилина, играли в футбол. И на свой день рождения прилетел — Саше исполнялось тридцать три года, сын кричал: «Папке тридцать три!» Отчетливо помню эту фразу и голосок своего ребенка — почти сразу он стал называть Сашу папой.

Сын, когда подрос, часто спрашивал:

— Мам, что такое любовь?

Я отвечала:

— Вот влюбишься, сам почувствуешь. Все по-другому, краски играют...

Саша писал мне письма — конечно же от руки, Интернета еще не появилось, почти каждый день звонил. При этом мы буквально до дня свадьбы обращались друг к другу на «вы». Была в таком общении какая-то возвышающая трогательность.

— Вы вместе более тридцати лет, в чем, по-вашему, секрет прочного брака?

— Трудный вопрос. Мужчины часто говорят, будто мы, женщины, противоречивые, подчас непредсказуемые, взбалмошные, неуравновешенные, капризные. Иногда богини, порой чудовища — гремучая смесь противоречий. Наверное, в чем-то они и правы. Но с одним фактом вряд ли кто-то станет спорить: каждой из нас важно встретить мужчину, который будет принимать свою женщину такой, какая она есть. А это возможно только в единственном случае — если он любит ее, понимает и ценит.

Фото: из архива Л. Вербицкой

Приходилось слышать мнение, будто семья — обуза, забирает силы... В моем случае наоборот: именно дети и муж всегда поддерживали и вселяли уверенность в трудные дни — конечно же, в жизни они тоже бывали. Знаю наверняка, что без родных и близких не смогла бы пройти путь, который прошла.

Поначалу не хотела переезжать: в Кишиневе все родное, привычное, а как примет Москва — неизвестно. В тот момент очень поддержала Елена Ивановна — режиссер нашего телевидения. Она занималась со мной техникой речи, и мы подружились. По первому образованию Елена Ивановна — певица с потрясающим вокалом. Ее даже приглашали работать в Большой театр! «А у меня муж, мама, трехкомнатная квартира... Не рискнула переехать и начать в общем-то с нуля», — делилась она со мной. Спустя годы жалела — упустила такой шанс. Советовала мне не повторять ее ошибки, говорила: «Смелее, только вперед». Ее слова придали уверенности — и я отправилась в неизвестность.

Саша позже говорил, что если бы я не рискнула, он был готов переехать ко мне в Кишинев.

Мы поженились, в Москве — комната в коммунальной квартире, жили там довольно долго, почти десять лет. Комната светлая, солнечная. Туда я возвращалась после первых удачных съемок, из командировок. Муж всегда встречал ужином, не ложился спать, пока не вернусь. За тридцать лет ни разу не упрекнул, что рано уезжаю и поздно возвращаюсь... Да он ведь и сам не понаслышке знает, что такое телевидение, — работа порой круглосуточная.

Вы спросили, каким было советское телевидение. Строгим. Однажды коллега оговорилась в эфире: «Сейчас прозвучит опера Пуччини «Тоска´». А надо — «То´ска», с ударением на первый слог. Историю разбирали на общем собрании, объявили выговор, лишили премии. Считалось, что сотрудники телевидения обязаны разбираться во всех сферах! Сложнее всего приходилось ведущим информационных программ — они же рассказывали о партийных съездах, куда приезжали иностранцы. Имена и фамилии зарубежных гостей звучали порой так заковыристо, что невозможно выговорить. Но попробуй ошибись хоть в одной букве — это же международный скандал!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Эта статья поможет тебе прожить чуть более счастливую и долгую жизнь

Maxim
«Привозите на эвакуаторе»: почему на новой машине нельзя уехать от дилера «Привозите на эвакуаторе»: почему на новой машине нельзя уехать от дилера

Изменения в регистрации автомобилей обернулись для водителей новой ловушкой

РБК
Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что» Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что»

Было бы нечестно скрыть от поклонников факт расставания Агаты Муцениеце и Павла

Караван историй
Они позорят свой район! Они позорят свой район!

Архитектурная доска позора

Maxim
Валентина Якунина: «Что сыграешь, то и проживешь» Валентина Якунина: «Что сыграешь, то и проживешь»

Валентина Якунина: «Наша профессия считается завидной, а для меня — это жизнь»

Караван историй
Шампунь от ушей Шампунь от ушей

О трудностях школьной борьбы с педикулезом

Огонёк
Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...» Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...»

В юности у меня была странная фантазия

Караван историй
Сергей Минаев — об итогах десятилетия Сергей Минаев — об итогах десятилетия

Сергей Минавев — каким исследователи из будущего увидят наши 2010-е

Esquire
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Я сужу о мужиках по тому, как они относятся к семье и женщинам

Караван историй
Наталия Орейро: С каждым годом я становлюсь лучше Наталия Орейро: С каждым годом я становлюсь лучше

Больше всего Наталия ценит свободу, но ее жизнь расписана на несколько лет

Добрые советы
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Аномальные нейтрино из глубин космоса: физики недоумевают Аномальные нейтрино из глубин космоса: физики недоумевают

Физики развернули целую кампанию по поиску этих неуловимых частиц

Популярная механика
Посиделки в графском особняке Посиделки в графском особняке

Жизнь большой «литературной коммуналки» с ее скандалами и творческими вечерами

Караван историй
Члены королевских семей, которые добровольно отказывались от статуса Члены королевских семей, которые добровольно отказывались от статуса

Кто из представителей монархии складывал с себя полномочия

Cosmopolitan
Возрастная забывчивость или болезнь Альцгеймера? Когда пора бить тревогу Возрастная забывчивость или болезнь Альцгеймера? Когда пора бить тревогу

Рассеянность старших родственников может сигнализировать о признаках заболевания

Psychologies
Время ускорять, время сталкивать Время ускорять, время сталкивать

В Подмосковной Дубне продолжается строительство комплекса NICA

Популярная механика
5 главных вещей, которые работодатели скрывают от соискателей 5 главных вещей, которые работодатели скрывают от соискателей

Поверь, не только ищущие работу врут о себе в резюме

Playboy
Что мы знаем о внеземных жителях 130 лет спустя? Что мы знаем о внеземных жителях 130 лет спустя?

Как мечтали в прошлом о жизни на других планетах, и как о ней рассуждают сейчас?

Наука и жизнь
Зайцева гора: кровавая высота Великой Отечественной войны Зайцева гора: кровавая высота Великой Отечественной войны

Представь, что тебе вручают мину и ты тащишь ее 30 километров по бездорожью

Maxim
8 фактов о космосе, в которые трудно поверить 8 фактов о космосе, в которые трудно поверить

Рассказываем, что необычного скрывает космос

РБК
Бон аппетит! Бон аппетит!

Без чего не может обойтись современная кухня

Лиза
6 самых худших завтраков, от которых больше вреда, чем пользы 6 самых худших завтраков, от которых больше вреда, чем пользы

Вот шесть худших продуктов, которые ты можешь съесть утром

Playboy
30 отличных подкастов на любой вкус — про деньги, секс, кино (и не только) 30 отличных подкастов на любой вкус — про деньги, секс, кино (и не только)

Подкасты стали главным медиатрендом 2019 года

Esquire
Черная Мамба, выдающийся баскетболист, суперзвезда: каким мир запомнит Коби Брайанта Черная Мамба, выдающийся баскетболист, суперзвезда: каким мир запомнит Коби Брайанта

Коби Брайант — легенда баскетбола и человек с большой буквы

Esquire
Четыре комнаты Четыре комнаты

«Если вы читаете этот текст, значит, я осталась в живых»

Tatler
Тайный дар. На что были потрачены $320 млн пожертвований топ-менеджера Facebook Тайный дар. На что были потрачены $320 млн пожертвований топ-менеджера Facebook

Пожертвования операционного директора Facebook Шерил Сэндберг не прозрачны

Forbes
Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами

Maxim
Пластик-шейминг и другие поводы (не)заслуженно пристыдить знакомых Пластик-шейминг и другие поводы (не)заслуженно пристыдить знакомых

Ликбез по новым видам шейминга, чтобы попытаться оправдать пристыженных

РБК
Чем опасны массовые вымирания Чем опасны массовые вымирания

Последствия массовых вымираний непредсказуемы

Популярная механика
Дым отечества Дым отечества

Декоратор Ирина Дымова оформила домашний спа

AD
Открыть в приложении