Гений и злодейство: вышел фильм «Танец с саблями» о жизни композитора Арама Хачатуряна
Фильм о жизни великого композитора выходит на российские экраны 30 января. Специально для Forbes Life Юлия Шампорова рассказывает, почему сегодня вечный конфликт гения и злодейства кажется актуальным как никогда
1942 год. Страдая от язвенной болезни и лежа на кровати в шапке-ушанке и пальто в маленьком холодном гостиничном номере в военной эвакуации в Перми Арам Хачатурян напишет одно из самых известных музыкальных произведений XX века, которое оказало влияние на все последующее развитие музыки и соединило несочетаемое: традиционные свадебные армянские песни и суперсовременные джазовые ритмы, провозглашаемые символом этого музыкального направления — саксофоном.
Спустя несколько лет, американцы, сходящие с ума по «Танцу с саблями» объявят 1948 год — годом Хачатуряна, сам композитор объедет весь мир, дирижируя концертами собственной музыки, а советская музыкальная традиция в очередной раз восхитит слушателей по всему миру. И все это благодаря, а скорее, вопреки, тем событиям, которые произойдут в военном тылу на второй год войны. Война и джаз, раненные солдаты и элегантные танцоры, саксофон и военные песни-марши — все смешалось в жизни и в кино, эту жизнь преломляющем.
Армяно-русский проект Юсупа Разыкова «Танец с саблями», который поддержали Министерства Культуры обеих стран и продюсировал Рубен Дишдишян, рассказывает историю того, как за 8 часов было создано произведение, принесшее мировую славу ее создателю. А еще этот фильм — признание в любви Армении, по сравнению с которой военный Молотов (переименованная с 1940 по 1957 годы Пермь) — ад, наполненный холодом, болезнями, лишениями, завистью и злобой.
Армения в этой парадигме — рай, это детство (хотя, строго говоря, композитор родился в Тифлисе, в армянской семье, и впитал музыкальные традиции нескольких стран), это солнце, потрясающей красоты пейзажи, монастырь Хор Вирап и гора Арарат — рай потерянный, о котором грустят и не могут забыть армяне. Противопоставление двух миров красной нитью проходит через весь фильм: Армения — не только культурная основа творчества композитора, но и источник внутренней боли за свой народ и его судьбу.