Эрик Булатов: «Дверь в будущее открыта для всех»
В интервью Forbes Life художник рассказал о своих диалогах с Кабаковым, трехмерном творчестве и о том, как можно использовать современные технологии в искусстве
Свою юбилейную выставку московский художник, живущий в Париже, Эрик Булатов провел в прошлом году в бельгийском Шарлеруа, в музее современного искусства BPS22 при поддержке фонда A/political Андрея Третьякова. Вместо традиционной сентиментальной ретроспективы к 85-летию в бывшем промышленном пространстве были выставлены восьмиметровые объекты «Друг-вдруг-враг», «Вперед-вперед», «Насрать!», — новый цикл Булатова «Формула самозащиты», — созданные в арт-центре в Пиренеях, которым руководит художник Андрей Молодкин. Одновременно с работой над трехмерными конструкциями Эрик Булатов создал картину «Дверь открыта», вступив диалог с Ильей Кабаковым и Диего Веласкесом.
Эрик Владимирович, как возникли трехмерные конструкции?
Когда я приехал на заброшенный металлургический завод в Пиренеях, меня совершенно поразило это заброшенное заводское пространство. Завод преобразуется в культурный центр: одновременно идет процесс разрушения, видно погибшее прошлое и одновременно возникновение жизни нового характера. Трагедия, огромная страшная мощь, но вместе с тем нет ощущения безнадежности. Это пространство очень выражает сегодняшнюю европейскую ситуацию высокого напряжения. Когда я впервые туда попал, там уже были работы испанского художника Сантьяго Сьерра, но завод пребывал в полузаброшенном состоянии какого-то междуцарствия. Сейчас он уже сильно изменился, появились новые работы, среди них и мои. Например, «Вперед, вперед», четырежды написанное слово «вперед», — абсурдное движение вперед по кругу диаметром 18 метров с трехметровыми буквами. Внутренняя поверхность — ярко-красная, остальные стороны — черные. Потом большой объект, монумент, состоящий из четырех слов примерно в семь метров высоты: «Все не так страшно».
Это диалог с Кабаковым? Ответ на его «В будущее возьмут не всех»?
Кабаков тут ни при чем. Хотя мы были близки в юности, дружили, свои художественные эксперименты с текстом мы начинали отдельно, каждый по-своему. Он брал бюрократические тексты, я к ним никогда не имел отношения. У меня пространственные фразы. Хотя на его «В будущее возьмут не всех» у меня есть реплика. Но она совсем другого рода. Это картина. Картина называется «Дверь открыта», смысл в том, что в будущее попадут не те, кого начальство назначает сегодня, а оттуда, из будущего позовут тех, кто им будет нужен. В этом смысл.
Я написал ее к новому 2019 году. У Веласкеса в картине «Менины» на первом плане придворные, а на дальнем — открытые двери куда-то. Кто-то дверь открывает и что-то там еще есть. Вот я воспроизвел персонажа Веласкеса с этой открытой дверью. Только у меня он открывает дверь не в комнату, а во весь мир. И весь мир это может видеть. Смысл именно в том, что дверь была открыта, сейчас открыта и будет открыта. А я просто фиксирую факт, что дверь открыта. Такой ответ на высказывание Кабакова.
Еще у меня есть работа на выставке с такими словами «Друг, вдруг, враг». Картина и объемная конструкция, в которую можно входить и из которой можно смотреть. И еще одна, последняя, пока только на плоскости. Но изображение на плоскости, эти буквы, слова, так построены, чтобы возникало ощущение активного пространства, которое вас затягивает внутрь. Для меня всегда пространственные проблемы — прежде всего.