Сергей Капитонов: Каким может быть компромисс «Газпрома» и Украины
На ближайшую зиму «Газпрому» понадобится масштабный украинский транзит, а Киев сделает все возможное, чтобы монетизировать эту ситуацию и добиться хотя бы среднесрочного контракта.

До окончания, пожалуй, одного из самых обсуждаемых за всю историю газовой отрасли контрактов, российско-украинского соглашения 2009 года о транзите газа в Европу, осталось всего три месяца. Этот документ был тесно связан с другим контрактом на поставку газа на Украину и, с одной стороны, символизировал окончание эпохи лихих газовых посреднических сделок, а с другой — был ее продуктом. В январе 2009 года, после «газовой войны» и труднейших переговоров, контракт был подписан премьерами двух стран — Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко. Сейчас, после прошедших 19 сентября в Брюсселе трехсторонних переговоров России, Украины и ЕС, стороны допускают, что поставки будут осуществляться вовсе без контракта.
Обходные маршруты
За эти десять лет европейский газовый рынок кардинально изменился. Если к моменту подписания документа украинский маршрут фактически был транзитной монополией (в 2009 году «Газпром» поставил в Европу около 140 млрд куб. м газа, из них 70% прошло через ГТС Украины), то в 2018-м на долю украинского маршрута пришлось 43% из 201,8 млрд куб. м.
Резко изменилась и ситуация в Европе. Десять лет назад европейские политики и эксперты предупреждали о практически стопроцентной зависимости Восточной Европы от российского газа. Сейчас стресс-тесты на устойчивость энергосистем стран ЕС к возможным перебоям поставок из России показывают, что серьезной проблемой они станут только для Болгарии, да и то при многих допущениях. Развитая система соединительных газопроводов позволяет газу свободно перемещаться по Европе, и не за горами день, когда с этой системой будут соединены и самые отдаленные уголки, такие как Молдавия.
Так что, несмотря на высокую рыночную долю «Газпрома» в Европе (более 35%), сегодня у ЕС есть набор инструментов для нивелирования краткосрочных перебоев поставок газа с Востока. А украинский маршрут становится лишь одним из вариантов транспортировки российского газа на Запад, сохраняя после запуска обходных газопроводов в основном балансирующую роль.
Поэтому в преддверии «часа Ч» настроения трейдеров на европейском рынке спокойные, а переговоры в Брюсселе показали усталость сторон от этой бесконечной саги и их готовность к компромиссу.