Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – силаКультура

Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Марк Розовский

Продолжение статьи художественного руководителя театра «У Никитских ворот», народного артиста России Марка Розовского. Марк Григорьевич – режиссер и драматург, за годы творчества осуществивший около двухсот постановок в российских и зарубежных театрах, автор десятков пьес и инсценировок выдающихся литературных произведений. Начало в «ЗС» № 03/25.

Часть 2

К нам, в Театр «У Никитских ворот», приходят школьники, студенты, работяги, служащие, пенсионеры… Прекрасная публика, надо сказать.

Им сегодня не по карману ни Большой, ни Театр наций, ни какие-то великие гастролеры. Очень жаль, очень…

Приходится ахать, когда узнаешь, что на некоторые московские спектакли нужно заплатить за одно место в зале от 20 до 40 тысяч рублей. А то и больше!

Это что такое? Это плевок в лицо нашего зрителя. Впрочем, нашего ли?

Признаюсь, от этих цифр лично я свирепею. И уверен, не только я.

Говорят, актуальное недоискусство дорогого стоит. Любая нелепость должна быть свежа, и за это зритель готов платить. Цена высока, потому что покупают, а раз покупают, значит, цена может быть поднята до фантастических высот.

Чтобы удовлетворить невежду, режиссер авантюрно предлагает всякие «завлекалочки». Перечислим самые распространенные.

1. Изменение пола. Женские роли играют актеры-мужчины, мужские роли исполняют актрисы.

Приходилось видеть в чеховской Аркадиной знаменитого актера в платье и на каблуках, с накрашенными губами и в женском парике. Вздор?.. Конечно. Особенно интересно было смотреть сцены с Тригориным… Зал веселился, я плакал. От негодования.

2. Перенос действия старой пьесы в сегодняшний день.

Берем «Ревизора» и играем в современных костюмах.

Ух, какое открытие!.. Руки чешутся всего Шекспира переиначить. «Гамлета» играем в подворотне, «Отелло» в бассейне (Венеция все-таки!), «Ромео и Джульетту» – в туалете (Монтекки в женском, Капулетти – в мужском). Вы думаете, я выдумал последний пример, что-то преувеличил? Нет, этот опыт реально принадлежит не кому-нибудь, а великому Комеди-франсез, Мольер, видимо, рукоплещет там своим коллегам из нашего времени.

3. Присвоение (естественно, насильственное) персонажам качеств из арсенала ЛГБТ, – у автора и намека нет, что Бобчинский и Добчинский – геи, но режиссер сделал их таковыми по своей воле, – они бегают по сцене и постоянно целуются…

Театр, окстись!.. Режиссер, постыдись! – хочется крикнуть на весь зал, да неудобно – зрителю нравится. Значит, не можно, а нужно.

4. Обнажение. Раздевание. Нагота. Ну, ладно женщины. А то ведь и мужскими принадлежностями трясут. Спускаются в зрительный зал, идут по рядам и… трясут!.. Перед самыми носами дам и их джентльменов. Вы такое видели? Я – видел.

И, пожалуйста, не завидуйте мне.

Это запомнилось. Но не как театральное достижение, а как обыкновенное безобразие.

5. Следующий набивший оскомину стереотип – мат-перемат.

Как правило, он необоснованный, беспричинный, и потому именно самый легкий способ низкосортного эпатажа. Льющаяся со сцены скабрезная грубость не имеет ничего общего с изысканным употреблением ненормативной лексики у Пушкина или, скажем, балаганными соленостями смачного «Луки Мудищева».

Русский язык велик тем, что может позволить крепкое словцо в накале страстей и потемнении сознания, – не будем лицемерами, правда жизни иногда требует запредельных интонаций и междометий, – но – пошлость запрещена, грязь не величава…

Сто раз подумай, прежде чем позволишь со сцены лишние звуки. Получишь по губам. Хамство непростительно. В конце концов, сдержанность – первый признак хорошего воспитания. Отсутствие вкуса – наш бич.

Свобода слова есть свобода матерного слова. Это надо понимать, хотя ругань, по Бахтину, не столько противоборствует с высоким, сколько часто включается в образную систему как необходимая краска. Необходимая! А не вызывающая рвоту.

6. Еще один прием «беззубой режиссуры» – поиск так называемой «фишки».

– В чем «фишка» этой роли? Где «фишка» этой постановки?.. «Фишки» нет – значит, и спектакля нет!» – твердит себе под нос ополоумевший от собственной креативности молодой режиссер, убежденный в том, что его путь к успеху лежит не через мучительное обретение мастерства, а через вымученную фантазийность всякого бреда сивой кобылы.

Наступила эпоха форсажа, в которой созидание ИНТЕРЕСНОГО – цель всего продажного. У этой концепции есть один изъян: интересное могут делать все, а настоящие художники творят сокровенное. Для них любая «фишка» – не главное, она лишь вспомогательное, сопутствующее средство.

«Фишки» придумываются легко.

Вот на сцене пол из белого пластика.

Положим на него три-четыре куска фекалий. Зачем? А ни за чем. Для чего? А ни для чего.

Фекалии не настоящие. Муляжи. Но можно и настоящие. Засохшие. Без запаха. Запах появится в финале. Чтоб зритель быстрей разошелся.

ЭТО НАША «ФИШКА».

В этом «пространстве» играем что угодно. От античности до наших дней. Хотите Софокла? Хотите Эврипида? Будет вам Софокл и Эврипид.

Далее Шекспир с фекалиями, Пушкин, Гоголь, Чехов… кто угодно!.. У всех один финал. Представляете? Зритель вдохнет. Критики в восторге. Фестивали приглашают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Золотые гривы Золотые гривы

Как в Ивашкове появилось ранчо с золотогривыми лошадьми

Отдых в России
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
Заемщики поубавили аппетит Заемщики поубавили аппетит

Почему у граждан снижаются запросы на размер кредитов наличными?

Ведомости
«Важно знать и понимать своего посетителя» «Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университет
Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней

Какие Папы Римские прославились вовсе не благодеяниями, а громкими скандалами

Maxim
Восвояси Восвояси

Как современные российские дизайнеры работают с национальным кодом

Weekend
Еда с повышенным содержанием расходов Еда с повышенным содержанием расходов

Что толкает цены на продовольствие вверх

Эксперт
Японские ученые протестировали три способа пробуждения и выяснили, как избавиться от сонливости по утрам Японские ученые протестировали три способа пробуждения и выяснили, как избавиться от сонливости по утрам

Как изменение освещения в спальне поможет избавить от сонливости по утрам

Inc.
Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.
Твердый знак Твердый знак

Как выбрать камни для амулетов и украшений, чтобы не навредить себе и близким

Лиза
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
Время спать Время спать

Хотите впасть в спячку до весны? Теоретически для этого нет никаких препятствий

ТехИнсайдер
Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино

Как под страшной маской femgore скрываются сатира и социальная критика

Forbes
Сила стиля Сила стиля

Какие тренды меняют мужскую моду

Men Today
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы Делать игры — это профессия: разработчик отвечает на (не)глупые вопросы

Правда, что в России не делают хороших игр? Как стать игровым разработчиком?

ТехИнсайдер
Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме

Жуткая история туристок, от которых остались только кости

ТехИнсайдер
Поднять ставки Поднять ставки

Высокие проценты по вкладам в банке: в чем подвох

Лиза
Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки

Мутация, из-за которой лошади должны были вымереть, но стали отличными бегунами

ТехИнсайдер
Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал

Гендиректор фонда Дом.РФ — какие арендные проекты поддерживает государство

Ведомости
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
«Я везде ищу сценарии» «Я везде ищу сценарии»

Александр Петров о том, как ему работалось над образом почтаря

Weekend
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Почему герои русской литературы — это антипример концепции wellbeing Почему герои русской литературы — это антипример концепции wellbeing

Не перестаем любить героев великой классики, однако в жизни делаем все наоборот

РБК
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд? Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд?

Почему «бежевое материнство» стало популярным и в чем его опасность для ребенка?

VOICE
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Секаторы на пенсию: топ-5 аккумуляторных кусторезов 2025 года Секаторы на пенсию: топ-5 аккумуляторных кусторезов 2025 года

Как выбрать аккумуляторный кусторез для сада?

CHIP
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
Открыть в приложении