Как Ханна Арендт боролась с нацизмом и показала миру «банальность зла»
Ханна Арендт боролась с гитлеровским режимом, чудом избежала концлагеря, а после стала изучать корни тоталитаризма в отдельном человеке и обществе в целом. Forbes Woman рассказывает об одной из немногих женщин-философов XX века, чьи труды признаны классикой политической мысли
Ранние годы
Ханна Арендт родилась в 1906 году в Германии в еврейской семье, но она не никогда не считала, что это хоть как-то определило ее характер или мировоззрение. «Слово «еврей» никогда у нас в доме не звучало. Впервые я его услышала в антисемитских репликах (их не стоит пересказывать) детей на улице. Тогда-то я и была, так сказать, просвещена», — вспоминала Арендт в одном из интервью.
Детство Ханны прошло в Кенигсберге (сегодня — Калининград). К 14 годам она успела не только прочитать «Критику чистого разума» Иммануила Канта и «Психологию мировоззрений» Карла Ясперса, но и приняла твердое решение стать философом, несмотря на то, что это считалось «не женским делом». «Вы говорите, что это [философия] мужское занятие. Но оно не обязано оставаться мужским занятием!», — говорила Арендт.
С 1922-го по 1923 год она прошла вольным слушателем курсы по теологии в университете Берлина. 1924 году поступила в Марбургский университет в Германии, где читал свои лекции профессор, крупный философ-экзистенциалист ХХ века Мартин Хайдеггер. Отношения между ними даже переросли в недолгий роман, в переписке они состояли всю жизнь. В 1926 году Арендт переехала в Гейдельберг, где продолжила обучение уже под кураторством известного философа, психолога и психиатра Карла Ясперса. В 1929 году Арендт вышла замуж за писателя, философа и своего бывшего одногруппника Гюнтера Андерса (известного под именем Гюнтер Штерн), вместе они вернулись в Берлин.
Ханну Арендт мало занимала политическая философия в юности. Ее больше волновали абстрактные категории: вопросы бытия, любви и времени. Это заметно и в письмах к Хайдеггеру, и в выборе темы для докторской диссертации — «Понятие любви у Августина Блаженного», — которую она успешно защитила под руководством Ясперса в 1929 году.
Также «в молодости Арендт не особенно задумывалась, как и многие ассимилированные евреи, над своим происхождением», — объясняет исследователь, теоретик искусства и философ Михаил Ямпольский. Но в 1930-х она отдалилась от Хайдеггера из-за того, что он был обвинен в антисемитизме. Зимой 1933 года Хайдеггер писал ей: «Я уже давно отвык от того, чтобы ждать от так называемых учеников какой-либо благодарности или хотя бы пристойных убеждений. В остальном я бодро занимаюсь своей работой, которая становится все трудней, и шлю тебе сердечный привет».
Борец с фашизмом
Подъем нацистских настроений все труднее было игнорировать, и на этом фоне Ханна Арендт заметно политизировалась: «В 1933 году безразличие стало невозможно», — говорила она. 26-летняя Арендт совместно с сионистской организацией собирала обличительные материалы о нацистах и попала из-за этого под арест. Благожелательно настроенный к Арендт следователь и природная смекалка — Ханна отвечала на вопросы так, чтобы, с одной стороны, не выдать команду, а с другой, не выглядеть грубой, — помогли ей освободиться через неделю после задержания и бежать во Францию. «В конце концов я уехала совсем не таким уж спокойным образом. И должна признаться, это мне доставило некоторое удовольствие. Я подумала: «По крайней мере, я хоть что-то сделала!», — признавалась Арендт.
Во Франции она провела несколько лет, работая на еврейские организации, занимающиеся помощью подросткам-беженцам. В 1937 году развелась с Гюнтером Штерном и познакомилась с философом и поэтом Генрихом Блюхером, который стал ее вторым мужем. Однако побег во Францию не уберег Арендт от преследований. В мае 1940 года она попала в Гюрс — военный лагерь для перемещенных лиц, откуда ей вскоре удалось бежать (сначала пешком, а затем автостопом) на еще не оккупированные французские территории. В этом же году она смогла воссоединиться с мужем и бежала в Лиссабон, а оттуда в 1941 году уплыла на корабле в Нью-Йорк.