От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР
Менее чем за 30 лет советские кораблестроители прошли путь от 80 км/ч до 500 км/ч. Что стимулировало рост скоростей и какие рекорды ставили советские моряки на воде, под водой и над водой – собрали самое интересное.

Заметили ошибку или знаете другие, еще более быстрые корабли? Напишите нам в редакцию.
«Голубой крейсер»
В морской истории самыми быстрыми надводными кораблями водоизмещающего типа – не использующими динамические подъемные силы – были и остались лидеры эскадренных миноносцев. По морской доктрине, модной в 1930-е годы во многих странах, они должны были выводить свои эсминцы в атаку и охранять их от вражеских.

В СССР такие корабли тоже строили. Впрочем, самым быстрым из них стал лидер «Ташкент», построенный в Италии и на испытаниях развивший 43,5 узла (80,6 км/ч), получивший на флоте прозвище «Голубой крейсер» за необычную голубую средиземноморскую окраску. «Ташкент» поступил на службу в 1939 году, а погиб уже в 1942-м от взрыва авиабомбы, но успел заслужить боевую славу.
«Золотая рыбка»
В 1968 году была спущена на воду единственная атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар». Для кораблестроителей это был двойной эксперимент: первая в мире подводная лодка, способная выпускать крылатые ракеты из подводного положения, а также первая с титановым корпусом. На ее создание ухлопали столько средств, что она быстро получила прозвище «Золотая рыбка».