Как Fakoshima сумел закрепиться на российском рынке

ForbesБизнес

Как дизайнер и химик создали заметный российский парфюмерный бренд Fakoshima

Борис Пашкин, Ксения Демидкина

Ярослав Симонов и Константин Шиляев (Фото DR)

Бренд Fakoshima появился в 2013 году и много лет развивался как оптический. Заметным он стал относительно недавно — благодаря выпуску парфюмерной линии в 2020 году, а также росту спроса на локальные марки после 2022-го. В прошлом году проект выручил около 30 млн рублей, и большую часть принесли продажи ароматов. Рассказываем, как Fakoshima сумел закрепиться на российском рынке.

Основатели Fakoshima Perfumes (суббренд Fakoshima) Константин Шиляев и Ярослав Симонов встречают корреспондента Forbes в своей парфюмерной лаборатории. Смесь ярких ароматов — первое, на что обращаешь внимание при входе в маленькую комнату, похожую на кладовку со шкафом и горой коробок. В глаза бросается мраморный стол с этажеркой, на которой расставлены баночки с концентратами. Это парфюмерный орган — главный инструмент Симонова, за которым он придумывает ароматы.

Fakoshima возник как бренд оптики — дизайнер по образованию Шиляев с партнерами создал его больше 10 лет назад. Первые очки — угловатой формы и с треугольником на лбу — нашли поклонников среди коллекционеров, знаменитостей, стилистов и модных редакторов, но широким спросом не пользовались. Прибыль бренд начал получать только с 2020 года — помог выпуск более универсальных и носибельных моделей.

Новым этапом для Fakoshima стал запуск парфюмерной линейки. Она появилась в том же 2020 году благодаря знакомству Шиляева с химиком Ярославом Симоновым (в 2023 году он стал номинантом рейтинга Forbes «30 до 30»). В следующем году парфюм бренда стал продаваться в сети «Золотое Яблоко», а в 2022-м это направление обогнало по выручке оптическое. Как Шиляев и Симонов создали одну из самых заметных российских нишевых марок ароматов?

Дитя тусовок

Константин Шиляев родом из Кирова — там он выучился на графического дизайнера в филиале Московского гуманитарно-экономического института. На последних курсах попал на практику к основателю санкт-петербургского бренда уличной одежды Eхtra, а после вуза устроился дизайнером витрин в компанию Bosco di Ciliegi (специализируется на продажах люксовых товаров) и перебрался в Москву.

Шиляев часто ходил в клубы, и частью его тусовочного образа были очки всевозможных цветов и форм. Со временем он увлекся оптикой и стал коллекционировать необычные оправы. Хобби превратилось в бизнес благодаря случаю: в конце 2011 года перед очередной вечеринкой Шиляев устроил сборы с друзьями в своей квартире, и подруга невзначай спросила, почему бы вместо коллекционирования не создать что-то свое. Шиляев тогда уже не работал в Bosco, а занимался оформлением витрин и мероприятий в рамках собственного небольшого агентства Good Deed. Параллельно он начал изучать историю и технологию производства оптики, а также рисовать эскизы оправ.

В то время в России были энтузиасты, которые экспериментировали с различными материалами для оптики, вспоминает Шиляев. «Но в целом все находилось в зачаточном состоянии — в основном все занимались дистрибуцией и продажей очков зарубежных брендов», — продолжает он. Схожими впечатлениями о рынке 2011–2012 годов делится сооснователь марки оправ из дерева WoodSun Иван Драпков: «Круг людей в этой теме был очень мал — все друг друга знали».

Шиляев осознал, что «за всю историю моды не было ни одного дизайнера модной оптики из России». Это мотивировало его попробовать в производстве свои силы. Бренд получил название Fakoshima — поклонник культуры Японии Шиляев взял первые слоги своих имени и фамилии и на их основе составил слово на японский манер. Первую коллекцию оптики, Bardo Update, Константин придумал в 2012 году. Она родилась из его увлечения киберпанком (подвид научной фантастики) и буддизмом. Отличительным элементом очков стал треугольник в оправе, который «олицетворял защиту третьего глаза», рассказывает Шиляев.

Главной сложностью на старте стал поиск контрактного производства, работающего с ацетатом целлюлозы — распространенным материалом для оправ. Шиляев вспоминает, что попытки найти такие фабрики в России зашли в тупик. Дизайнеру не нравилось качество финального продукта — у местных производств, к примеру, не было подходящей фурнитуры. В итоге он остановился на контрактном производстве в Японии, с представителями которого познакомился на профильной парижской выставке Silmo (впоследствии Fakoshima перенесл производство в китайский Шэньчжэнь). Инвестиции в запуск составили несколько десятков тысяч долларов — деньги дали партнеры, называть которых дизайнер отказался.

Как выяснил Forbes, сооснователями и инвесторами бренда стали IT-разработчик Роман Ильюхов и Алексей Мельников, который тогда работал в продакшене Цирка дю Солей и занимался выводом шоу в Россию и страны СНГ. Мельников познакомились с Шиляевым еще в 2000-х, после посещения одного из магазинов, витрину которого оформлял дизайнер. Он говорит, что впоследствии стал финансово помогать Шиляеву с оптическим хобби, а в результате поверил в его идею и позвал в партнеры Ильюхова. «Это было диковато, но интересно, и нам захотелось построить серьезный бизнес», — рассказывает он. Мельников занялся в проекте развитием на международном рынке и продажами, Ильюхов — запуском производства и логистикой, а Шиляев — созданием дизайна очков.

Очки для Тильды

Днем рождения марки Шиляев считает 4 июля 2013 года. Тогда на мероприятии в честь открытия ресторана «Кофемания» на Лубянке присутствовала британская актриса Тильда Суинтон. Шиляев узнал об этом от своей подруги-стилиста. К тому времени у Fakoshima были готовы первые прототипы Bardo Update из ацетата, и дизайнер решил подарить Суинтон одну пару. «Я быстро собрался и помчался туда на велосипеде. Все потому, что эскизы первых коллекций я рисовал на портретах Тильды, вырванных из журналов», — вспоминает дизайнер. Он уговорил незнакомца из списка гостей передать очки, и спустя время охрана пригласила его к актрисе. «Мы совсем недолго общались, но фраза: It’s fantastic! Please keep going («Это фантастика! Пожалуйста, продолжайте». —

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз

Как и почему растет «гадательный» сегмент в тиражах издательств?

Forbes
2 причины бросить все и прямо сейчас посмотреть фото котиков 2 причины бросить все и прямо сейчас посмотреть фото котиков

Почему для психического здоровья важно смотреть на котиков в Интернете?

Psychologies
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Любовное онлайн-настроение Любовное онлайн-настроение

«Прошлые жизни»: сентиментальный роман цифровой эпохи

Weekend
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Белые медведи не смогли избежать похудения на суше в летний период Белые медведи не смогли избежать похудения на суше в летний период

Потеря веса не зависела от того, экономили медведи энергию или нет

N+1
Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС

Кому скоро придется платить за свою машину больше, объяснили в ФНС

РБК
ПИФы всплывают за деньгами ПИФы всплывают за деньгами

Высокая ставка сделала денежные фонды самыми интересными для инвесторов

Монокль
10 признаков того, что в школе в 1990-е годы вы были отличником 10 признаков того, что в школе в 1990-е годы вы были отличником

Что общего в опыте тех, кто в 1990-е учился на «хорошо» и «отлично»?

Psychologies
Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь» Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь»

«Как актер в кино и театре я всегда создаю образ другого человека, персонажа»

Караван историй
Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными

Как люди воспринимают высоту голоса у других людей?

N+1
10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов 10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов

Что можно скорректировать, сделав кухню гораздо удобнее и красивее

VOICE
От Ханны Монтаны до скандального кутюра: как менялся стиль Майли Сайрус От Ханны Монтаны до скандального кутюра: как менялся стиль Майли Сайрус

Как менялся стиль Майли Сайрус от звезды Disney до хедлайнера премий

Правила жизни
Коломеец и Ко. Молодые режиссеры, за которыми стоит следить в этом году Коломеец и Ко. Молодые режиссеры, за которыми стоит следить в этом году

Фильмы каких российских режиссеров стоит посмотреть?

СНОБ
5 российских кораблей, которые бесследно исчезли в море 5 российских кораблей, которые бесследно исчезли в море

Раньше загадочных историй о кораблях-призраках было немало...

Maxim
Любите друг друга Любите друг друга

Анна Меликян — о том, что роли никогда не приходят случайно

OK!
Сильная слабая Сильная слабая

Даша Янина — казалось бы, эта девочка родилась, чтобы быть счастливой...

OK!
«Там темно»: как женщин может сблизить общее горе «Там темно»: как женщин может сблизить общее горе

Отрывок из романа Марии Лебедевой «Там темно»

Forbes
«Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!» «Мы получили возможность обмануть время, и это очень круто!»

Мария Кравченко о дружбе на съемочной площадке, ощущении возраста и самых родных

OK!
Окситоцин помог мышам обойти обидчика стороной Окситоцин помог мышам обойти обидчика стороной

Механизмы, которые заставляют побежденных в драке мышей избегать агрессора

N+1
Авиалинии «холодной войны»: как советские самолеты летали за границу Авиалинии «холодной войны»: как советские самолеты летали за границу

Чаще всего политические кризисы заканчивалось прерванными полетами

ТехИнсайдер
Как психотерапия может помочь в борьбе с бесплодием: разбор с примерами клиенток Как психотерапия может помочь в борьбе с бесплодием: разбор с примерами клиенток

Когда медицина не может вылечить бесплодие, женщины обращаются к психотерапии

Psychologies
Сердечный кашель. Чем отличается от обычного и как его лечить Сердечный кашель. Чем отличается от обычного и как его лечить

Длительный кашель – одна из серьезных проблем со здоровьем

Лиза
Что сексологи никогда не делают в спальне: 7 главных табу Что сексологи никогда не делают в спальне: 7 главных табу

Чего сексологи, основываясь на профессиональном опыте, избегают делать в спальне

Psychologies
В лакированной карете. Лев Оборин о романе «Петербург» Андрея Белого В лакированной карете. Лев Оборин о романе «Петербург» Андрея Белого

Как устроена книга Андрея Белого «Петербург»

СНОБ
Палеоботаники описали похожее на ершик дерево возрастом 350 миллионов лет Палеоботаники описали похожее на ершик дерево возрастом 350 миллионов лет

Необычная форма кроны помогала этому виду деревьев эффективнее поглощать свет

N+1
Если вы не любите камамбер, то вы его просто не умеете готовить. Раскрываем секреты, как правильно есть сыр Если вы не любите камамбер, то вы его просто не умеете готовить. Раскрываем секреты, как правильно есть сыр

Чтобы раскрыть истинную магию вкуса, камамбер нужно правильно подавать и есть!

ТехИнсайдер
Искусство слушать: как понять своего собеседника Искусство слушать: как понять своего собеседника

Глава из книги «Меньше слов» — о том, как вынести пользу из общения

Inc.
Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того

Стресс на руководящей должности может сократить продолжительность жизни

ТехИнсайдер
Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности

Соционика, астрология, психоматрица: по чему именно сходят с ума доверчивые люди

Правила жизни
Открыть в приложении