Шампанское и селедка: как женщины-сомелье разрушают вкусовые и карьерные стереотипы
Янина Мартынюк — шеф-сомелье ресторана SAVVA, отмеченного в 2022 году звездой Michelin. Forbes Woman поговорил с Мартынюк о потенциале российского виноделия, возможных вариантах гастротуризма в текущих реалиях и о том, как женщины строят карьеры в этой «мужской» сфере
Янина Мартынюк окончила Российский Новый Университет, факультет Бизнес-технологий в туризме, школу сомелье Wine People и курсы сомелье WSET2, в 2023 году завоевала звание «Сомелье года» по версии премии «Пальмовая ветвь». С 2015 года занимает должность шеф-сомелье ресторана SAVVA Аркадия Новикова.
— Как вы пришли к профессии сомелье?
— По образованию я специалист в области туризма и гостиничного бизнеса. Первое мое место работы в этой сфере, с 2013 года, — официант в отеле «Метрополь». Ресторан SAVVA когда-то был частью отеля «Метрополь». Пришла туда официанткой, без каких-либо знаний о ресторанном бизнесе. В ходе работы сначала получила практику в винной сфере, а уже потом теорию, что редко для сомелье. Получила образование сомелье в школе Wine People, с 2015 года — шеф-сомелье в ресторане SAVVA. До отеля работала в рекламе и маркетинге.
— Помните свой первый рабочий день официанткой или первый заказ?
— Я была стажером, меня еще не подпускали к столам, но я решила помочь коллегам. Гость спрашивает: «Hennessy XO есть?». Я с уверенностью говорю: «Есть». А сама не понимаю, что такое Hennessy XO. Подхожу на бар и говорю: «Мне нужно два Hennessy XO». Бармен спрашивает: «Точно Hennessy XO?». Отвечаю: «Точно, но я не знаю, что это такое». Он мне говорит: «Смотри, если ты ошиблась, ты сама заплатишь за этот коньяк». Я с вызовом: «Ну заплачу», хотя я студентка, денег особо не было. В общем, не ошиблась.
— А как все-таки вы стали сомелье?
— У нас есть опция — вина по бокалам, которые официанты всегда сами наливали гостям. Для официантов проводили тренинги, рассказывали про сорта винограда, органолептические свойства вин, объясняли, какой должен быть аромат. У меня хорошая память. Шеф-сомелье увидел, что я могу запоминать эту информацию. Были даже случаи, когда я проходила через 20 минут после того, как на бэке (служебная зона в ресторане: кухня, официантская зона — Forbes Woman) была откупорена бутылка вина и говорила: «О, недавно здесь открыли Шираз или Пино-Нуар». Я читала про винные регионы и понимала, что мне это интересно и я хочу разбираться в этом. Ведь в первую очередь сомелье — это продажник.
— Наверное, опыт работы в рекламе и маркетинге помог?
— Да, я могу все что угодно продать, если знаю продукт. В «Метрополе» в то время было обучение для сотрудников. Я пришла к тренинг-менеджеру и сказала, что хочу выучиться на сомелье.
В 2015 году я закончила восьмимесячный профессиональный курс. После этого пошла на вторую ступень WSET2, на английском языке. К сожалению, сейчас этот диплом не котируется из-за санкций.
Сомелье — профессия, где ты постоянно учишься, потому что столько всего нового появляется на рынке. Ты должен быть постоянно в тренде, в теме. Иначе не будешь востребован. Профессия много мне дает. Я очень люблю путешествовать, и именно профессия позволила мне побывать в таких местах, про которые я даже подумать не могла, — например, в Исландии.
— В Исландии производят вино?
— Нет, но в Исландии производят водку и различные дистилляты. В профессии сомелье ты должен разбираться не только в вине, ты должен знать все.
— Как обычно держите себя в профессиональном тонусе?
— Мы сотрудничаем с большим количеством виноторговых компаний. Проходит много профессиональных тренингов, дегустаций, когда какое-то новое вино приезжает на рынок, или появляется новый производитель.