Как Борис Пастернак создавал и издавал роман «Доктор Живаго»
Этот роман получил всемирное признание за границей, на родине же его запрещали. Автор удостоился Нобелевской премии за продолжение традиций русских писателей Серебряного века и был подвергнут травле и преследованию. Роман породил мем «не читал, но осуждаю» и был издан в СССР лишь спустя тридцать лет. Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву Ж — о том, как создавался и издавался «Доктор Живаго»
Музыка и литература
Борис Пастернак родился в 1890 году в Одессе в очень творческой еврейской семье. Его отец был художником и членом Петербургской академии художеств, а мать — пианисткой. С самого детства ребенка окружали художники и музыканты. В доме его семьи бывали Исаак Левитан, Василий Поленов, Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Кроме них у Пастернаков гостил и патриарх русской литературы — Лев Толстой, однако под влиянием Александра Скрябина маленький Борис выбрал в качестве увлечения всей своей жизни музыку. Под руководством Рейнгольда Глиэра, который вскоре должен был стать профессором консерватории, Пастернак проходил композиторские курсы и готовился к сдаче выпускных экзаменов в Московской консерватории. Параллельно он окончил гимназию с золотой медалью по всем предметам, кроме Закона Божьего (от него он был освобожден как еврей). В 1908 году Борис поступил в Императорский Московский университет — будущий МГУ, на юридический факультет. Причем главным принципом выбора факультета было то, чтобы вся эта учеба не мешала его главному увлечению — музыке. Однако — проблема. У Пастернака не было абсолютного музыкального слуха. Скрябин, будучи и сам лишен абсолютного слуха, пытался убедить Бориса, что это не главное и вообще не препятствие, но Пастернак после долгих терзаний в конце концов решил бросить музыку. В своих автобиографических заметках «Охранная грамота» он писал: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».
Но что делать дальше? Юрфак был выбран, чтобы учеба там не мешала музыке, а музыки теперь нет. Узнав о том, что Борис учиться особо и не хочет, Скрябин уговорил его перевестись на философский факультет. В 1912 году Пастернак закончил университет, но за дипломом не явился. Он так и хранится до сих пор в архивах МГУ.
В 1913 году Пастернак начинает писать стихи. Он знакомится с авангардистами, в том числе с Владимиром Маяковским, и в том же году уже публикуется. Вскоре на страну обрушивается война и революция. От армии Пастернака освободили из-за легкой хромоты: в юности при падении с лошади он сломал ногу, и она неправильно срослась. После революции его отец, получив визу всесильного наркома просвещения Луначарского, выехал в Германию с матерью и сестрами. Поводом стала необходимость серьезного лечения за границей. Через некоторое время следом за ними выехал и Борис. Несколько месяцев он провел в Берлине, у него завязалась обширная переписка с творческой эмиграцией, но когда его семья решила окончательно осесть в Европе, Борис, единственный из Пастернаков, вернулся на родину. Все это время он продолжает писать и публиковаться, выпускает сборники и впервые пробует прозу — автобиографические заметки. В 1933 году выходит большое собрание его стихов, которое регулярно переиздают. Пастернак принимает активное участие в подготовке и создании союза писателей и в 1934 году выступает с речью на первом съезде. На этом же съезде Бухарин призывает официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
Упреки партии и создание великого романа
Борис Пастернак на протяжении всей своей жизни помогал друзьям и знакомым, тем, кто оказался в трудном положении. В 1935 году он пишет письмо на имя Сталина с призывом освободить мужа и сына Анны Ахматовой, которых после этого немедленно выпускают. В атмосфере всеобщего страха он заступался и поддерживал даже членов семей врагов народа, что по тем временам было очень опасно. В январе 1936 года он пишет два стихотворения со словами восхищения в адрес вождя, но тучи уже сгущаются и над его головой. Партия начинает упрекать поэта со страниц газет в отрешенности от жизни и в мировоззрении, не соответствующем эпохе. Его перестают печатать и издавать. Наконец Пастернак уезжает на дачу в Переделкино, где с небольшими перерывами, за исключением периода эвакуации во время войны, проживет остаток жизни. Ради заработка он начинает заниматься переводами. Шекспир, Гёте, Шиллер… В конце жизни он будет писать об этом периоде так: «Полжизни отдал на переводы — свое самое плодотворное время».
Лишь после войны он берется за труд всей своей жизни. И неожиданно это — проза. Изначально задуманный как легкий и авантюристичный рассказ о жизни, из-за личных переживаний Пастернака он превратился в огромный роман о жизни русской интеллигенции в страшное время начала ХХ века. Работа над ним заняла долгие 10 лет.
Книгу Союз писателей принял в штыки. Известный литератор Эммануил Казакевич заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было ее не делать». Главред самого популярного журнала «Новый мир» Константин Симонов отказал в публикации со словами: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!»