Из Сумрака и обратно: как «Ночной дозор» изменил российское кино 20 лет назад
8 июля 2004 года состоялась официальная мировая премьера «Ночного дозора» — фильма Тимура Бекмамбетова, ставшего на тот момент самой успешной картиной в истории российского кинематографа. Фильм не только сделал большой звездой Константина Хабенского, но и дал мощный толчок развитию индустрии в целом: его триумф обеспечил кассовые успехи других российских фильмов и появление новых кинотеатров (потому что те, что были, не вмещали всех желающих посмотреть «Дозор») и, как итог, определил дальнейший вектор развития. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как именно и что изменила экранизация книг Сергея Лукьяненко.
Автор этого текста сам хорошо помнит, как в 12 лет стоял в очереди в ставропольский кинотеатр «Салют», крупнейший в городе (и чуть ли не единственный на тот момент, в 2004 году), с папой и братом в день премьеры «Ночного дозора». Правда, не совсем корректно говорить при этом «стоял в очереди», потому что, собственно, традиционной очереди как таковой не было: в помещении перед кассой, размером с небольшой школьный класс, люди столпились, заполонив его целиком, а остальные ждали на улице, скорее всего ни на что не надеясь. Порядка как такового не было — к заветному окошку, откуда выглядывало нервное лицо билетерши, приходилось буквально пробиваться, пытаясь не дать особо ушлым киноманам внаглую пролезть вперед тебя, толкаясь локтями. В тот день мы на фильм не попали: билеты закончились очень быстро. И это, напомню, четверг, рабочий день.
В итоге пришлось идти в выходные на ранний утренний сеанс — и все равно зал в кинотеатре был забит полностью. Всего фильм за время проката в России посмотрели более 4,3 млн зрителей. В сумме он заработал более 465 млн рублей при бюджете примерно 125 млн; в пересчете на нынешний курс это было бы более 1,3 млрд рублей. И это только в России. Всего же фильм заработал более $50 млн во всем мире.
Впоследствии такой ажиотаж в «Салюте» был только на «Турецком гамбите» (533 млн сборов, почти 5 млн зрителей), вышедшем чуть больше чем через полгода, — больше я таких толп на премьеру российского фильма в обычном сетевом кинотеатре не помню в принципе. Тогда же «Ночной дозор» пробудил огромный интерес не только к российскому кино, но и к российской (а также советской) фантастике вообще — все резко стали читать Лукьяненко, Перумова, Логинова и других. Вообще, 2004 год был для российского кино крайне небезынтересным. Тогда же вышли многие другие знаковые картины 2000-х: «72 метра» Хотиненко, «Водитель для Веры» Чухрая, «Свои» Месхиева (кстати, тоже с Хабенским в главной роли), «Папа» Машкова, «Русское» Велединского, «Личный номер» Лаврентьева. Правда, все эти фильмы, как всегда, провалились (какие-то с треском). «Ночной дозор» же породил еще более успешный «Дневной дозор», который собрал в России почти в два раза больше (918 млн рублей и 7,4 млн зрителей).
Успех картины Бекмамбетова стал для всех таким неожиданным и желанным, что повторить его пытались если не все, то многие. Спустя год после «Дневного дозора» вышла еще одна экранизация Лукьяненко — «Азирис Нуна», невероятно странная детская фантастика со сфинксами, летающими роботами и криповым гримом Максима Аверина. В 2005 году на кассетах и DVD-дисках широко разошлась альтернативная версия «Ночного дозора» — «Ночной базар», эдакий «гоблинский», пародийный вариант фильма. В нем Антон Городецкий был шизофреником, который искал «зайцев» в метро, но находил сов, саундтрек написал Александр Пушной, а озвучил все это дело Леонид Володарский.
Самое удивительное, что это не любительская работа, а официальный, заказанный Первым каналом (!) вариант картины, предложенный самим Лукьяненко, еще и снабженный подписью на обложке про «специальный “гоблинский” перевод». Просто в те времена, в 2000-е, как раз были невероятно популярны переводы Дмитрия Пучкова, и ОРТ сами «подсуетились», пока Гоблин не опередил их. Самому Пучкову, кстати, не очень понравилось такое вольное использование его псевдонима, но сама пародия здорово «завирусилась» и даже была показана по СТС в новогоднюю ночь — 2007. Возможно ли представить себе нечто подобное с каким-либо другим фильмом? Представить — да, а вот вспомнить — нет, не удается.