И ты, Иван?
Когда войска шведского короля Карла XII в 1708 году приближались к границе Украины, подданный русского царя гетман обоих берегов Днепра Иван Мазепа перешёл на сторону шведов…

Мазепа не был уникален. Он был продуктом своего времени, своего окружения, своей культурной среды. Украина, точнее, Украинское гетманство, которое он возглавлял, прошла долгий и тернистый путь борьбы за свободу и за то, что теперь модно именовать «идентичностью». Казаки и украинская шляхта более ста лет упорно сражались под Речью Посполитой за право исповедовать религию своих предков — православие, за право судиться по своим законам и управлять своим краем по принципам казацкой демократии. Снова и снова казаки поднимались на борьбу с не менее упёртыми поляками, проигрывали, платили кровью, собирались с силами и снова вступали в войну. А в промежутках создавали православные школы и академии, писали книги, увлекались риторикой и театром, учились в Европе и проникались всеми достижениями эпохи барокко.
Ситуация изменилась, когда Богдан Хмельницкий сумел с помощью татар победить поляков. Было создано собственное автономное государство, с границами, таможнями, налогами, юридической системой, администрацией. Но геополитическая ситуация не позволила Украине стать независимой. Изнывая в борьбе на несколько фронтов — с Речью Посполитой, Крымом, Османской империей, Валахией и Трансильванией, — Украинское гетманство в лице Богдана Хмельницкого приняло протекцию русского царя. Ушло ещё почти 30 лет, пролилось море крови, чтобы два различных менталитета нашли компромисс в виде договорных статей, более или менее устроивших обе стороны. В ходе войн, смут и многогетманства была утеряна Правобережная Украина, снова попавшая под гнёт поляков.

Семья Ивана Мазепы самым активным образом участвовала во всех этих событиях. Его отец был шляхтичем и сотником казацкого войска, участником восстания Хмельницкого и последующей Руины. Мать Ивана была деятельным членом православных братств, а затем влиятельной настоятельницей киевского монастыря. Мазепа с детства знал, что такое шляхетская демократия и казацкая вольность. И что за них следует бороться, а ещё — учиться. Он окончил лучшее на Украине учебное заведение — Киево-Могилянскую академию и был отправлен отцом в европейскую «стажировку». После этого, несясь с вихрем исторических перипетий Украины, он побывал при польском королевском дворе, вместе с гетманом Петром Дорошенко изменил полякам, устанавливал союз с Крымом, был в плену у запорожцев и, наконец, занял положение казацкого старшины при левобережном гетмане. Мазепа пришёл к власти в 1687 году — в результате старшинского переворота, организованного российской властью в лице фаворита правительницы Софьи Алексеевны князя Василия Голицына. Более двадцати лет Мазепе удавалось лавировать, соблюдая правила казацкой демократии и оставаясь верным и полезным вассалом царя. Приход к власти молодого Петра (в 1689 году ему было всего 17 лет) оказался для пятидесятилетнего Мазепы козырной картой. Он помог Петру в трудную минуту борьбы за власть с царевной Софьей. Огромная разница в возрасте и менталитете поначалу нисколько не мешали. Наоборот, Пётр мечтал о море и военных победах. А Мазепа стремился обезопасить южную границу Украины, через которую постоянно проникали татары. Днепровские походы принесли Петру желаемый выход в море и победу, а Мазепе — добычу, Мазепе — добычу, славу и награды.

К тому же, стремясь сломить противодействие русских консервативных православных кругов (осуждавших использование западных специалистов и другие новшества), Пётр решил опереться на европеизированное украинское духовенство, пользовавшееся неизменной поддержкой Мазепы. Царь ликвидировал институт патриаршества, после чего в считаные годы украинские иерархи заняли все ключевые позиции в российской церкви, начиная от местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. Многие дети высших российских сановников отправлялись учиться в Киево-Могилянскую академию. Влияние Мазепы вышло за границы Украинского гетманства.